Найти тему

Как в разные эпохи заводили сельскохозяйственную технику

Добрый день!

Как запускали двигатели различной техники в разное время? Давайте разбираться.

Начнем с 1924 года, когда с конвейера сошел первый серийный трактор Путиловского завода «Фордзон-путиловец». Он выпускался по лицензии от американской компании знаменитого Генри Форда. Как и многие тракторы начала советской эпохи, эта модель оснащалась 4-тактным карбюраторным двигателем с электрозажиганием.

О стартерах, конечно, говорить не приходилось. Трактор маленький и двигатель тоже, выдает всего 20 лошадиных сил. И чтобы завести его достаточно усилий человеческих рук, что видно по наличию специальной рукоятки на фотографии выше. Крутишь рукоятку, она же "кик-стартер", она же "кривой стартер", она же "кочерга" - как не назови, а суть одна.

-2

Крутанул ей двигатель хорошенечко, поршни запыхтели в цилиндрах, искра и завелся мотор. И ни каких аккумуляторов не требовалось. Даже в более поздние времена этот способ запуска сохранялся в качестве резервного на грузовиках на случай неисправности штатного электрооборудования. И какое-то время так заводились старые тракторы, в том числе с бензиновыми двигателями.

Первым советским дизельный трактором считается С-65, который стал выпускаться с 1933 года. Его история идет от американских катерпиллеров.

-3

А запустить дизельный двигатель уже не так просто, силенок на его прокручивание уже может не хватить. Конечно, это возможно, но гораздо тяжелее - в цилиндрах нужно создать гораздо большее давление для воспламенения топливной смеси. И классические стартеры того времени тоже были слабоваты. Что же делать? Чем можно раскрутить дизель?

Правильно, другим двигателем! На помощь приходит знаменитый в механизаторских кругах советского и даже постсоветского времени "пускач"!

Пускач

Пускач на ЮМЗ-6. Источник: https://www.drive2.ru/l/542643623997473319/
Пускач на ЮМЗ-6. Источник: https://www.drive2.ru/l/542643623997473319/

Пусковой двигатель - чаще всего двухтактный одноцилиндровый бензиновый двигатель. Он предназначен для раскручивания основного дизельного мотора трактора и другой самоходной техники. Это еще та история, завести этот пускач, а потом им двигатель: сначала заводишь этот пускач со всей этой возней с карбюратором и подсосами, как он начнет стабильно работать зацепляем его с маховиком дизеля. И если в этот момент пускач на заглох, ждем, когда наш самый главный мотор начнет выпускать из выхлопной трубы завитушки черного дыма. И как только мы увидим, что всё, дизель стабильно держит обороты, размыкаем сцепление и глушим пусковой двигатель.

Стоп! А как у нас раскручивается пускач при его запуске? Наматываем шнурок на маховик пускача и дергаем! Накручиваем и дергаем! Накручиваем и дергаем! Раз за разом, пока не заведется. Хотя, даже тогда, даже на выше упомянутый С-65 уже ставили электрические стартеры. Только не на дизельный двигатель, а для запуска пускача. Но долго этот электростартер не работал, вместо ремонта было проще его выкинуть и наматывать шмыргалку на маховик и дергать, наматывать и дергать... Ну вы поняли, уверен вам знакома эта тема.

Пусковой двигатель ПД-10 с электростартером
Пусковой двигатель ПД-10 с электростартером

Такая вот незатейлевая схема работает до сих пор.

Вот как вспомню технику нашего канувшего в лету совхоза: ни на одном не было стартеров, все накручивали шнурочки и дергали. А ведь все эти тракторы изначально поставлялись со стартерами. У моего отца в Т-4А под приборной панелью стоял железный ящик битком набитый гаечными ключами, молотками, болтами и другими очень важными вещами. "Как удобно его тут всунули заводчане, подумали где хранить инструмент," - подумал я! Ага! Конечно! Я сильно удивился, когда узнал, что он предназначен для установки аккумулятора для работы электростартера. Но сломался или аккумулятору плохо стало - выбросили и все.

По старинке
По старинке

Пусковые двигатели надолго поселились в тракторах и другой самоходной технике. Танцы с бубнами конечно имели место быть, но пускач был не заменим в условиях низких температур, когда обычный стартер никогда бы не справился.

Первый стартер в серийном производстве появился еще в 1912 году на американских автомобилях "Кадилак" и постепенно начал завоевывать мир. В СССР в том числе. На автомобилях он применялся, естественно, повсеместно. На тракторах он использовался как для запуска пускового бензинового мотора, так и напрямую для дизеля.

Новенький электростартер на стареньком Т-25
Новенький электростартер на стареньком Т-25

Так, конечно, было гораздо удобнее. Сначала это были легкие тракторы со слабыми дизелями. Теперь и на больших ставят электростартеры без всяких пускачей.

Если одному электростартеру тяжеловато, то можно поставить и два, верно?

-8

На таких современных гигантах как Challenger серии MT-800E ставят уже два электростартера. Так и в мороз проще завести мотор. А если один сломался, то в хорошую теплую погоду можно и одним завестись.

Два стартера на Challenger MT-865E
Два стартера на Challenger MT-865E

Существуют также модели тракторов с трехстартерной системой запуска. Электростартеры уже почти победили в борьбе с пускачами!

P.S. Тут народ пишет, что трактор С-60 на карбюраторном двигателе заводился без всяких пускачей и стартеров, а путем прокручивания маховика ломиком, что требовало определенной сноровки и ловкости.

На этом всё!!! Переходите на наш новый сайт shem33.ru , а также подписывайтесь на наши каналы и группы в ВКонтакте , Одноклассники и Telegram и Яндекс.Дзен . До скорых встреч!!!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц