Воспитанность считается хорошим качеством в обществе. Обходительность, вежливость и сдержанность служат признаками хорошего и психически здорового человека. Однако за частую все в точности до наоборот. В общем-то обществу всегда самое главное, чтобы ему виляли хвостом. И нет дела до настоящей личности. Но, как и собаки могут вилять хвостом, а потом укусить, также и воспитанные качества – игра на наблюдателя. И это важно держать в уме, когда начинаешь сближаться с человеком. Воспитание не говорит о настоящих внутренних свойствах характера. Например, при психопатии человек лишен эмпатии, бессердечный, ему неизвестно раскаяние, он может быть очень жесток и крайне эгоистичен в действительности. Но при поверхностном знакомстве умеет произвести впечатление очень обаятельного и вежливого человека, благодаря своим социальным навыкам имитации чувств.
Воспитание можно обнаружить по наличию простой схемы мышления: «если я буду вести себя так – я плохой, а если так – хороший». Фразы могут звучать по-разному, но легко сводятся к внешней оценке поступков. Это привычки, сформированные с помощью наказания и поощрения. Поступая, не в соответствие с требованием хозяина любое животное начинает предчувствовать наказание и прятаться под стол. А человек замечает тревогу и беспокойство, ему сняться кошмары, развивается депрессия или мнительность. Если же был «хорошим мальчиком», то растет уверенность в себе, спокойствие, доверие, приподнятое настроение. Взял с полки пряник.
Философия воспитанных людей простая: плати налоги и спи спокойно.
Понимать, как устроено общество хорошее качество. Но воспитанные люди не понимают, они натренированы определенным образом себя вести. Воспитание, как любой автоматизм, не всегда работает правильно и мешает человеку в реальной жизненной ситуации. Если ребенка приучили, что ругаться это плохо. То в будущем всякий раз после ссоры у него будет болеть горло, потому что не ответил «иди на **й». А если ответил – невроз. Поэтому я критически отношусь ко всяким экспериментам по массовому воспитанию и превращению страны в Институт благородных девиц. Чем больше общество оказывает давление на человека, тем более невротизированным становится общество. Большой детский сад хором читает «Что такое хорошо, а что такое плохо». Народ так и остается крохой, которая не знает, как себя вести вне привычного распорядка дня.
Воспитание можно отличать от образования, как это делал Л. Н. Толстой. Образование он определял, как «свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого – сообщать уже приобретенное им». Воспитание, напротив, «есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим». Он считал, что передать образ поведения и мышления человеку можно только своим примером, поэтому говорил: «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо».
Психологически образование необходимо понимать значительно шире, как запечатление образа действия, в то время как воспитание – только его оценки.
Приведу простой пример из практики. Ко мне обратился мужчина, с просьбой помочь бросить курить. Он признался, что курит с детства, но всегда чувствовал раздражение и беспокойство при этом. Хотел бросить. Когда рядом курили другие, испытывал отвращение. На вопрос, почему же он продолжал курить, отвечал – нравится. Шиза, вы скажете, но нет – воспитание. Когда мы начали разбираться откуда же такая противоречивость, выяснили, что его отец курил, но всегда говорил, что курить нельзя и ему запрещал. А если подозревал в курение, то очень жестоко наказывал. В процессе работы выяснили, что он идентифицировал себя с отцом, поэтому испытывал тягу к курению. Но из-за наказаний, курил с беспокойством и сам на себя раздражался. Итогом работы стало то, что мы сняли идентификацию с отцом и он как будто впервые сам распробовал табак. Осознал воспитание, перестал бояться осуждения и тоже перестал осуждать. В итоге курить не бросил, но стал курить умеренно – то, что нравится и из редка. Таким образом, человек поступал сообразно не своему воспитанию, а тому образованию, которое получил от отца. Если отец хотел, чтобы сын не курил, он должен был избавиться от этой привычки сам.
Сегодня мнение Толстого звучит очень прогрессивно, в духе современных систем психотерапии и педагогики. Хотя Лев Толстой таким образом выражался исходя из принципов анархизма, отрицания насилия власти. Сейчас, как и тогда, принцип ненасилия не находят широкого понимания в обществе. Многим кажется, что это путь к беспорядку и хаосу. Общество предпочитает надеяться на насилие и воспитание индивидуума, а не на его образование. Конечно, ведь тогда проблемы других надо было бы воспринимать, как свои собственные и что-то менять для начала в себе. Большинству кажется, что отсутствие контроля, насильственного приучения, подчинения правилам и требованиям делают людей преступниками и приводит к моральной распущенности. Но так ли это?
Возвращаясь, к примеру, с психопатией, который был вначале. Можно вспомнить злополучного «скопинского маньяка». Возникший в его личности дефект не является следствием отсутствия воспитания. Следователь Плоткин, рассказывал, что тот с детства жил под давлением, в авторитарной семье. А это значит контроля, правил и требований было сколько хочешь. А в результате он приобрел лишь навык правильно себя вести на виду у людей, имитировать нужное социальное поведение. И никто даже не мог заподозрить, что он способен на такое. Если бы родители Мохова меньше заботились о воспитании, а больше думали о своем психическом благополучии, то вероятно он мог бы быть другим человеком.
Ставьте лайк и подписывайтесь, если понравилась статья. Продолжение в следующих публикациях.