Найти в Дзене
Радистка Кэт

Дискредитация в стиле фейк: как унижтожить оппозицию

Мне, благодаря специфике полученного образования, вычислить фейковые новости (их я отношу к пропаганде) в интернете не составляет труда. Такие тексты сканируются моментально с первых строк.

Как стороннему наблюдателю мне интересно смотреть за тем, как власть и оппозиция медийно пытаются уничтожить друг друга. Каждый пытается превратить информационное поле в игру по своим правилам.

Путин прямым текстом признал, что Кремль в самом начале митингов в этом поединке проигрывал: «…подача, как правило, идет очень ярко, можно сказать, талантливо. Совсем не значит, что контент, содержание, является достоверным, но те, кто информацию старается продвинуть, они делают это умело». Перехватить инициативу в борьбе власти нужно было немедленно.

https://lv.baltnews.com/news/20170311/1019192908.html
https://lv.baltnews.com/news/20170311/1019192908.html

Команда кремлевских медийщиков выбрала проверенные классические методы в информационной войне: в своем большинстве эксплуатация эмоций страха и отвращения. Комментарии под статьями (в своем большинстве) дают основание считать, что фейк остается неузнанным. Иногда комментарии тоже фейковые. В последнем случае это уже двойной обман.

Приведу некоторые примеры фейковых новостей, чтобы у вас было представление о том, как это работает.

Пример 1. «Сына хотят исключить из вуза за посещение митинга. А мне не жаль – будет уроком!»

Статья начинается как классическая журналистская заметка: «Недавно в стране….». Обычный человек так писать не будет. Язык на форумах другой. А этот не укладывается в восприятии как язык реального родителя, который переживает за своего ребенка. Оппозиция и ее действия в тексте обозначаются так: «друзья-манипуляторы» и «политические игры, ведущие страну к хаосу и развалу». Слишком культурно для мамы только что потерявшего институт ребёнка.

Пример 2. «Какой-то тухляк»: школьницу разочаровал митинг «навальнистов»

Девушка использует несколько раз слово «обещали» и «тусовка». Повторять одни и те же фразы в коротком интервью, мягко говоря, нелогично. Слово «да» девушка корреспондентке сказала несколько раз совершенно не в тему. Тем более, по закону нельзя брать интервью у несовершеннолетних детей без разрешения родителей. Оппозиционные каналы этого не делали. Зато центральные на закон почему-то не обращали никакого внимания.

Пример 3. «Ложь, в которой мы жили и работали каждый день»: экс-сторонница Навального рассказала об обстановке в его штабе

Эта статья, видимо, должна была возыметь эффект разорвавшейся бомбы. Как она задумывалась и почему вышла в свет – вопрос не ко мне. Здесь вопрос не к фейковости - а к тексту публикации, использующего классический язык информационной войны.

Нет ничего лучше, чем вскрыть проблемы оппозиции изнутри. Статья немедленно была растаскана по сети под разными заголовками: «С меня слетели розовые очки», «Помню чувство стыда», «Откровения Алены Нарвской», «Активистка Штаба Навального* опровергла легенду о бесплатном обучении в Стэнфорде», «За идеальной миссией вскрылась чёрная правда», «Бывшая сотрудница Навального обвинила его в лицемерии».

https://www.pinterest.ru/pin/374713631494593061/
https://www.pinterest.ru/pin/374713631494593061/

Язык пропаганды рисует нам руководителей штаба Навального как «кумов», «пренебрежительно относящихся к сотрудникам» и «задерживающих зарплату». Сам штаб – это «атмосфера негатива, подозрений и интриг». Работа людей в штабе - рабство: «приходилось работать до полуночи, оставаться в офисе ночевать, выходить на работу в выходные».

Лидеров оппозиции статья рисует так: Волков – стукач Жданова, Соболь - «всегда избегала людей», Яшин - высокомерный, Навальный - инфантильный и растерянный. Пропаганда в лучших традициях советской эпохи.

Интересным мне показался комментарий пользователя polkovnikpod в Инстаграме Нарвской: «Алёнушка, умница, красавица! Ты умничка, что бросила эту хомячью шайку. У тебя большое будущее в нашей стране».

Пример 4. Помимо фейков можно отметить и такой метод подачи информации как дискредитация. То есть новость мы подаем как реальную, но вырываем фразы из контекстов и используем в журналистском комментировании весь арсенал языка вражды.

Представьте, что ваша компания (пусть она называется «Маяк») ищет новых сотрудников. И вы видите неожиданно такую статью в интернете: «Маяк пытается найти сторонников по объявлениям». Именно «пытается» и именно «сторонников». Не просто «Маяк ищет сотрудников». Чувствуете разницу? А вот и сама новость: «Навальный пытается найти сторонников по объявлениям»

Пример 5. Интересно, что многие свободные блогеры, также употребляют пропагандистский язык. Здесь они используют волну кремлевского медийного натиска и на ней выплывают со своими публикациями. Замечала и не раз, что статья, написанная кем-то языком едкого сарказма, всегда имеет успех. Для примера – статья от блогера shaya: «Одинокая Кира Ярмыш в суде – хомяков родители не отпустили?»

Это яркий пример дискредитации образа, начиная с заголовка. Фразы языка уничтожения противника в тексте такие: «Навальнисты любят пускать пыль в глаза», «блогер-сиделец», «хомяки в Сети», «на улицу опять выйдут полторы калеки».

На Яндекс Дзене тоже нашла статью с кликбейтским заголовком языка пропаганды: «Кира Ярмыш: «говорящая голова» из команды Навального»

https://www.info-rm.com/2015/07/20/za_neprilichnyj_kommentarij_zhitel_saranska_mozhet_zaplatit_1_000_000_rublej/
https://www.info-rm.com/2015/07/20/za_neprilichnyj_kommentarij_zhitel_saranska_mozhet_zaplatit_1_000_000_rublej/

Пример 6. Что касается дискредитации главных соратников Навального, то здесь арсенал "особенного языка" выстреливает по полной. Вот заголовки новостей:

«Теневые схемы Леонида Волкова»

«Одноразовый депутат: как "успешный" бизнесмен Леонид Волков пришел в политику»

«Секта Навального: Любовь Соболь пошла в отца-мошенника и деда-власовца»

«Откуда у семьи Соболь миллионы на дорогую недвижимость в российской столице»

https://live-report.livejournal.com/1403535.html
https://live-report.livejournal.com/1403535.html

Подведу итог. Кремль борется с оппозицией ее же методами. По этой причине хорошей, объективной информации об оппозиции, не использующей язык пропаганды, почти нет. Государство, так яростно борющееся с языком вражды, в деле уничтожения противников само им активно пользуется. А авторов, использующих в отношении оппозиции неприличный язык, фейк и кликбейт, к ответственности почему-то не привлекает.

*Штабы Навального признаны в России экстремистскими организациями.