Наша беседа с артинским поэтом Б. Я. Илеевым началась с разговора об Иоганне Вольфганге Гёте. К немецкому писателю вдохновение приходило по ночам. В каждой из комнат его дома находилась конторка, на которой лежали отточенные перья и бумага. И в какой из комнат не настигала писателя мысль, он мгновенно мог записать её, уже облечённую в слово.
- Я тоже пишу по ночам, - делится Борис Ярмышевич, - днём хорошие стихи родиться не могут. И творение их - процесс тяжёлый, поэтому мой стихотворный багаж невелик, но в каждом стихотворение - душа, ведь рифмы недостаточно, чтобы вызвать в человеке отклик на самые сокровенные чувства.
Мягкий голос моего собеседника, лучистые глаза и улыбка, выдавали в нём пытливый ум и незаурядные способности, да и рассказчик он оказался великолепный! С большой любовью Борис вспоминал об отце. Ярмыш Илеевич был очень грамотным человеком. Ему удалось получить образование сразу в двух училищах: педагогическом и сельскохозяйственном. Трудовую деятельность начал учителем русского языка и литературы в Малотавринской школе. В 1936 году призвался в Красную армию. Там он тоже учительствовал, обучая по приказу командования солдат грамоте. Отслужив, вернулся в родное село, где его назначают начальником почты. Затем, уже имея свою семью, уезжает с женой в Свердловск. Здесь трудится мастером на военном заводе. Отсюда уходит на войну. Воевать начал на Западном фронте под командованием генерала Д. Г. Павлова. Отец рассказывал, как его полк пять раз попадал в окружение. Однажды только пятерым отступающим удалось выйти из окружения и вынести знамя, что и спасло их от притязаний КГБ. Солдаты оборачивали знамя вокруг тела, когда знаменосца убивали, то окровавленную святыню передавали другому.
В 1945 году в боях за освобождение Варшавы, отец получил ранение и тяжёлую контузию. На санитарном поезде он проехал через всю Россию. Долгое время находился на лечении в Читинском госпитале. Для отца стал памятным день выписки, когда в истоптанных сапогах он пришёл на станцию, а там из проходящих составов, возвращающихся с победой из Японии, звучали песни, музыка, смех. На одном из таких составов он добрался до Свердловска.
После войны семья Илеевых подалась в д. Бугалыш. Отца назначают директором Заготзерна. Затем будет ещё один переезд. И уже в Башкирии в посёлке Караидель, граничащем со Свердловской областью, родился герой моего рассказа. Борис был очень слабым и болезненным ребёнком. К слову сказать, его мама, Аня Изылаевна, страдающая пороком сердца, смогла родить шестерых детей, выходить их всех наперекор недугу. Она имела два класса образования и за всю жизнь прочла лишь одну книгу о С. М. Кирове, но зато до мельчайших подробностей, которые и рассказывала вместо сказок детям. Отец, бригадир полеводческой бригады, когда сыну исполнилось четыре годика, начал брать его с собой на полевые станы. Вот как об этом вспоминает Борис Ярмышевич:
- Папа управляет лошадкой, бегущей по просёлочной дороге. Я лежу в дрожках на охапке свежескошенной травы. Её нежная прохлада радует тело, а аромат полевых цветов дурманит голову. Смотрю в голубое небо, по которому белым кружевом плывут облака, среди которых, слышна песня жаворонка. И так мне хорошо, так весело!
Став чуть старше, Борис, всё также катаясь с отцом, подражая Лемешеву, разудало пел песни из его репертуара. В семье Илеевых любили музыку. Мама частенько певала детям. Так, весь день на свежем воздухе среди лесов и полей проходили дни. Годам к семи Борис начал чувствовать, как в него вливается жизнь - он стал крепнуть. В этом ему помогали ещё и двоюродные братья, к которым он приезжал погостить. В Сарсах жил Алёша, который катал его на велосипеде, в Багышково - Юра, научивший плавать. Братья были ещё и лучшими друзьями для Бориса.
В посёлке функционировала только начальная школа, в которой было всего лишь два класса. Боря учился в классе, где учительница обучала вместе первоклашек и четвероклашек. Помнит, как однажды она вызвала четвероклассницу Нину к доске и попросила рассказать наизусть стихотворение "Буря мглою небо кроет", а та не выучила. Тогда он, первоклассник, встал и с чувством продекламировал любимого поэта, чем всех удивил.
В пятый класс детей возили в школу на тракторе за 20 километров от родной деревни. ДТ -54 полз до населённого пункта несколько часов, что было мукой, особенно зимой. В школе Борис был редактором стенгазеты - писал стихи и заметки. Вспоминается случай, как на уроке химии учительница вызвала его к доске, а он не выучил темы. И вдруг из репродуктора школьного радио полились стихи о Красной армии в прочтении Бориса, да и ещё сочинённые им. В классе воцарилась тишина, учительница внимательно слушала, а затем сказала: "Ладно, уж, садись, поэтам двойки не ставят". После десятого класса пробовал поступить на отделение археологии исторического факультета Уральского университета. Как говорит Борис: "Хотел откопать свою Трою". Не прошёл по конкурсу.
Устроился на ферму скотником по откорму молодняка и начал обслуживать сто голов. После работы спешил в библиотеку. Читал много литературы: Толстого, Достоевского, Чехова….По прочитанным произведениям писал сочинения. Увлёкся и историей. Помнит, как зачитывался трудом Ленина "Государство и революция". Всё, о чём Борис узнавал из книг, пересказывал товарищам по работе, просвещая животноводов и тем самым закрепляя усвоенное.
- Мои самостоятельные занятия в течение года, - подчеркивает Борис Ярмышевич, - дали мне больше знаний, чем десять лет обучения в школе. Заниматься меня подвиг пример Валентина Пикуля и Максима Горького.
Когда пришло время вновь держать экзамены в вуз, мама горячо начала убеждать сына: "Зачем тебе археология, иди в юридический институт, будешь уважаемым человеком, тебе дадут наган". Жизнь мамы, как и многих людей того времени, прошла в страхе и уважении к власти, которую представляли и внутренние органы. Борис послушался и легко поступил в Свердловский юридический институт (УрГЮА). Там юноша влюбился в однокурсницу, которая приехала на учёбу из Тюменской области. Северянка носила богатую меховую шубку, а он имел лишь старое простенькое пальтишко. Как - то нестерпимо неловко ему было выглядеть перед ней так несуразно и он переводится на заочное отделение.
С этого времени начинается его бурная жизнь - избирается секретарём комсомольской организации совхоза. Ему выделили жеребца чёрной масти, кошёвку для объезда пяти отделений совхоза. Затем была служба в армии, где он тоже избирается неосвобождённым секретарём комсомольской организации взвода. Благодаря комсомольской деятельности посетил с экскурсионной программой в Тольятти Волжский автомобильный завод, где наблюдал за процессом создания "Жигулей"; был и в доме Ленина в Ульяновске.
Вернувшись со службы домой, занимает пост председателя спорткомитета Мечетлинского района. В 1978 году успешно оканчивает институт и приступает к адвокатской деятельности. 23 года Борис Ярмышевич занимал должность заведующего юридической консультацией в Караидельском районе, а с 1997 года являлся федеральным судьёй.
Сын Дмитрий также пошёл по стопам отца, получив специальное высшее образование, имеет свою адвокатскую контору. У Бориса Ярмышевича есть и внучка Кира, его радость и отдушина.
С 2013 года, вместе с женой Ларисой Васильевной, учительницей биологии, проживает в Артях. Супруги любят ездить в Екатеринбург, где стараются посещать театры. Особым праздником стало посещение театра оперы и балета, где шла опера "Евгений Онегин" и Венского филармонического оркестра, исполняющего произведения Моцарта, Бетховена, Штрауса - всех известных композиторов Европы. Любят супруги и кинотеатры, в которых знакомятся с новинками киноискусства. Когда - то в 1989 году Борис Ярмышевич посетил кинофестиваль в Уфе. В то время он занимался в любительской киностудии под руководством З. З. Максютова, обучающего всех желающих кинооператорскому искусству. Помнит он, как в Доме актёра с удивлением и восторженным чувством наблюдал за мэтрами кино: С. Бондарчуком, О. Хановым, В. Алисовым… А на "капустнике", где за столы постарались посадить как знаменитостей, так и любителей, Борису Ярмышевичу посчастливилось оказаться в компании Бориса Галкина.
Вот как об этом вспоминает наш герой:
- Борис Сергеевич за столом превосходно читал свои стихи, был общителен и прост. Я тоже осмелился прочесть что-то из своего сочинительства. И был потрясён тем, что известный, талантливейший человек их оценил и на афише фестиваля, что я ему дал для автографа, сделал памятную надпись в стихах. Эту афишу храню до сих пор.
Литературным творчеством Борис Ярмышевич Илеев занимался всю жизнь. Публиковал свои стихи в районных и республиканских периодических изданиях, пишет и сейчас.
Жизнь Бориса Ярмышевича, как и всякого другого творческого человека, наполнена особыми мелодиями, окрашена особыми красками. И за все радости, за все преодоления и препятствия поэт благодарит Бога, даровавшего весь этот прекрасный мир, подарившего жизнь и дающего силы. А ещё родителей, вложивших в душу Бориса огромную любовь, без которой не родилась бы ни одна стихотворная строка, являющаяся отзвуком совестливого отношения ко всему, как учили отец и мать, поэтому, наверное, так много у него стихов о детстве, родном крае, родительском доме, в который так хочется вернуться…
Татьяна Костырева
2018 г.