Найти тему

Как подбирать песню на слух

Так подбирать на слух тоже никто не запрещает Photo by RODNAE Productions from Pexels
Так подбирать на слух тоже никто не запрещает Photo by RODNAE Productions from Pexels

В прошлый раз я писал о том, какой минимум сольфеджио нужно выучить (с минимальными же усилиями), чтобы чувствовать себя в музыке, как рыба в воде. Там же я писал ради каких навыков сольфеджио нужно знать. И вот на одном из навыков я хочу остановиться подробней.

Так повелось, что подбор музыки "на слух" считается прерогативой "абсолютников" — людей с абсолютным слухом. Что, мол, даже не пытайся подбирать, имея слух относительный. Но мы с вами музыканты правильные, а значит — никто не запретит подбирать на любой, самый отдавленный медведями слух. И как подбирать с кайфом (а по другому на этом канале не получается) я расскажу.

Сначала определимся, а что нам, собственно, нужно подбирать? Вариантов целых четыре: ритм, мелодия, гармония или звук. А теперь пойдем от простого к сложному:

  1. Ритм, пожалуй, подобрать проще всего. И не важно, будет это барабанная партия, басовый рисунок или ритмика вокала. Уметь просто-напросто нахлопать нужный ритмический рисунок, а после перенести его в ноты (или сразу в DAW, как полноценный звук) будет достаточно. Благо ритмические ноты куда проще освоить.
  2. Дальше идет гармония или аккордовые последовательности. Здесь уже надо хотя бы базово уметь играть на гитаре или пианино, чтобы отличать минорные аккорды от мажорных на слух (ведь 90% музыки строятся именно на них). Плюс эти самые аккордовые последовательности стоит выучить, хотя бы самые базовые варианты. И тогда гармония подберется сама собой, потому что найдя первый аккорд и примерно понимая в базовой гармонизации ты без особого труда нащупаешь остальные.
  3. С мелодией уже сложнее, ведь если в средней песне используется 4-6 аккордов, то нот у нас (с полутонами) 12 штук и это только в одной октаве. И взаимодействуют они между собой самым причудливым образом. НО! Если ты умеешь сыграть или спеть мажорную/минорную гаммы плюс знаешь, что такое музыкальные интервалы, то нащупав первую ноту мелодии ты можешь попробовать дальше двигаться по гамме вверх или вниз, проверяя то, насколько похоже звучит твоя подборка.
  4. И вот на звуке наступает полный абзац. Лично для меня это — самый тяжелый момент в подборе. Ты можешь подобрать и ритм, и партию зная базовые принципы сольфеджио. Но вот подобрать правильный звук песни получится только, если у тебя достаточно опыта в звукорежиссуре. Или если ты слушал/а очень (ОЧЕНЬ!) много разной мультижанровой музыки. Чем гитарный овердрайв отличается от кранча, почему дилей и реверберация это разные вещи и где у синтезатора Лид, а где — Пэд? И это только основа, ведь от изменения небольших деталей звук становится совсем не таким, как нужно. И ладно, если ты ищешь звук для себя и просто хочешь скопировать характерные для стиля элементы. Но если надо снять аранжировку в ноль с "тем самым звуком"? Здесь точно не обойтись без годов опыта, которые лучше начать набивать уже сейчас просто слушая все подряд и пытаясь записывать свои песни.

Вроде бы рассказал все, что знаю, чтобы облегчить жизнь, а вывод лезет все тот же — хочешь развиваться в музыке и зарабатывать на ней, то учись как следует. Не только ради того, чтобы работа шла легче и быстрее, но и для усложнения твоего продукта. В конечном итоге знание побеждает невежество, а умелый специалист будет находить работы даже в такие тяжелые дни, как сейчас. Ведь поп-звезды приходят и уходят, а профессионалы остаются.

Ну а чтобы стать таким профессионалом уж точно стоит подписаться на Telegram канал "Записки Аранжировщика" и послушать подкаст «Слышь!». А впитав в себя всю новую информацию ты начнешь делать музыку с кайфом✌️