Приветствую на моём канале #next 3D print .
Сегодня я хотел бы рассказать о том, какие существуют программы для 3D моделирования, и в чём заключаются различия между скульптингом, художественным моделированием и инженерным моделированием.
Итак, пожалуй, приступим:
Введение.
Для начала стоит объяснить что такое 3D модель.
3D модель - фигура в пространстве, имеющая объём, и созданная при помощи специализированного программного обеспечения.
Если вы поняли для себя что хотите заниматься моделированием и творить, то в первую очередь, необходимо понять, в каком направлении вы хотите идти к творчеству.
Творчество для себя я разграничил на три основных направления,
это:
- Художественное моделирование - направление, где на первом месте стоит внешний вид модели.
Практически 90% графики в играх, фильмах, рекламе и т.д. это художественное моделирование. - Скульптинг - то же художественное моделирование, но я лично выделяю его в отдельное направление - из-за, собственно подхода к созданию модели.
Подробно об этом расскажу чуть ниже. - Инженерное моделирование - направление, которое используется для создания моделей, где на первом месте уже не внешний вид, а его функционал, - то, как изделие будет работать в реальной жизни.
То есть, зная точные размеры, вы создаёте модель. И уже готовую модель проверяете на работоспособность:
на сжатие, растяжение,
аэродинамические свойства, и т.д. в зависимости от того, какими свойствами должно обладать изделие, которое вы моделируете.
После того, как вы определились с направлениями своего развития в моделировании, следующей сложностью окажется выбор программного обеспечения из огромного числа существующих на сей день программ, как платных так и бесплатных.
Программы для художественного моделирования.
Основными для меня являются две программы - 3Ds max и Blender. Конечно, есть ещё множество других, но именно этими программами пользуются профессионалы, коих огромное количество.
Autodesk 3ds Max.
Autodesk 3dsMax (ранее 3DStudio MAX ) — профессиональное программное обеспечение для 3D-моделирования, анимации и визуализации при создании игр и проектировании. В настоящее время разрабатывается и издается компанией Autodesk. (Описание из wikipedia)
Практически 60% (по моим ощущениям) той графики, что вы видели в фильмах, рекламах, играх, и т.д. созданы именно в программном обеспечении #Autodesk 3ds Max. Данная программа довольно гибкая, и в ней можно создать как многокилометровые ландшафты, так и небольшого червячка.
Так же существует множество уроков, и скриптов для данной программы. Существует возможность работы с частицами, симуляция жидкости для создания реалистичной воды. Это, в свою очередь, позволяет делать полноценные мультипликации.
Если эта программа такая замечательная, то зачем тогда нужен Blender - спросите вы.
А ответ прост - Autodesk 3dsMax, платная коммерческая программа
И как видно по скриншоту, сделанному на официальном сайте www.autodesk.ru, цена составляет почти 80 тысяч рублей. И это только на год.
Если вы подумали - а что так дорого? Сразу же отвечу - это профессиональное ПО, которое, при правильном использовании, принесёт вам прибыль намного большую, чем стоимость программы.
Ну, и чаще всего, данная программа используется в студиях, где работают десятки и сотни сотрудников.
Ну и главное правило рынка, какой спрос - такое и предложение. Если бы программу никто не покупал, то и цена была бы ниже. И популярность самой программы была низкой. Но учитывая сколько всего делают в этой программе и сколько она приносит прибыли как самой компании Autodesk, так и самим дизайнерам (студиям), становится понятна её цена продажи.
Blender
Ну а что делать если хочется творить для души, а не ради денег?
Скажу так - вы не первые, кто так подумали.
Тон Розендал создал свой графический редактор.
Им и стал бесплатный #Blender,.
Blender — профессиональное свободно распространяющееся (с открытым исходным кодом) программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики, включающее в себя средства моделирования,
скульптинга,
анимации,
симуляции,
рендеринга ,
постобработки и
монтажа видео со звуком,
компоновки с помощью «узлов» ( Node Compositing ), а также
создания 2D-анимаций.
В настоящее время, пользуется большой популярностью среди бесплатных 3D-редакторов, в связи с его быстрым стабильным развитием и технической поддержкой. ( Описание из wikipedia ).
Ну и как сказано в wikipedia, данный графический редактор начинает обретать огромную популярность, по причине быстрого своего развития. Для новичков есть множество учебных материалов. А на ютубе вы можете найти огромное количество первоклассных работ, сделанных благодаря данному редактору.
Программы для моделирования методом скульптинга.
Думаю, читатель обратил внимание, что слово скульптинг было упомянуто выше. И почему же я выделил скульптинг как самостоятельное направление? Дело в том, что сам подход к созданию модели радикально отличается от классического моделирования, где вы работаете с полигонами. В скульптинге (что логично и вытекает из названия) вы создаете модель, словно лепите её из глины или пластилина.
Данное направление появилось сравнительно недавно, и получило большое распространение при создании живых организмов.
Но лучшей программой, ориентированный на скульптинг, можно считать #ZBrush.
ZBrush.
ZBrush — программа для 3D моделирования , созданная компанией Pixologic.
Отличительной особенностью данного ПО является имитация процесса «лепки» трёхмерной скульптуры, усиленного движком трёхмерного рендеринга в реальном времени, что существенно упрощает процедуру создания требуемого трёхмерного объекта.
Каждая точка (называемая пиксоль ) содержит информацию не только о своих координатах XY и значениях цвета, но также содержит и информацию о глубине Z, ориентации и материале.
Это значит, что вы не только можете «лепить» трёхмерный объект, но и «раскрасить» его, рисуя штрихами с глубиной. Но вам не придётся рисовать тени и блики, чтобы они выглядели натурально — ZBrush это сделает автоматически.
ZBrush также умеет быстро работать со стандартными 3d объектами, используя кисти для модификации геометрии материалов и текстур. Позволяет добиться интерактивности при большом количестве полигонов.
Используя специальные методы, можно поднять детализацию до десятков миллионов полигонов. Также имеется множество подключаемых модулей (работа с текстурами, геометрией, множество новых кистей, быстрая интеграция с профессиональными пакетами 2d графики и многое другое) (описание из wikipedia )
Как видно (скриншот) цена её так же достаточно высока.
К ней применимо всё то же самое, что и к 3Ds max.
Sculptris
Есть бесплатные аналоги ZBrush, и, на мой взгляд, одна из таких программ это #Sculptris.
Blender
Вы наверно удивлены почему программа блендер находится и в этом разделе. Всё просто.
Дело в том, что сам по себе, Blender имеет довольно большой функционал. И соответственно, возможности скульптинга в нём представленные - достойные.
Программы для инженерного моделирования.
Ну вот мы дошли и до инженерного моделирования. И что бы лучше понять, чем инженерное моделирования отличается от художественного, посмотрите мои ролики из серии "Принципы механики, наглядно".
Данные модели были созданы в программе Autodesk #fusion 360.
Основное отличие заключается в том, что на данные модели можно создать полный комплект проектной документации и получить данный механизм в реальном мире.
В настоящее время, при разработки механизмов, используются подобные программные продукты, так как они позволяют воссоздать и проверить механизм в виртуальном пространстве, что ускоряет процесс разработки и существенно удешевляет его.
Autodesk fusion 360.
Autodesk Fusion 360 – это комплексный облачный CAD/CAE/CAM инструмент.
- Позволяет:
объединить все процессы разработки проекта в рамках одного программного продукта. - создать дизайн своей идеи, проводите расчеты конструкции,
- подготовить модели проекта к производству и взаимодействовать с коллегами в пределах одной платформы. (Описание с сайта fusion-360.ru)
И да, так как данная программа ориентирована на профессиональное использование, (конструкторские бюро, производства, автомобильная промышленность и т.д.) то она стоит немалых денег.
Но есть небольшая лазейка, и она в том, что у данного ПО есть студенческая лицензия, по которой вы можете бесплатно работать в программе. А так же есть официальная поддержка молодых разработчиков. Поэтому достаточно подать заявку с описанием своих задумок и появится шанс, что ключ программы вам дадут бесплатно.
FreeCAD.
FreeCAD - это программа параметрического 3D-моделирования с открытым исходным кодом, предназначенная в первую очередь для проектирования реальных объектов любого размера.
Параметрическое моделирование позволяет легко изменять дизайн, возвращаясь в историю модели и изменяя ее параметры. (описание с сайта: www.freecadweb.org)
Ну тут можно провести аналогию между 3Ds max и blender. Где 3Ds max это Fusion 360 а blender это FreeCAD.
Послесловие.
На этом, пожалуй, можно остановиться, но стоит сказать - то, что я веду такое разделение - вовсе не означает, что в программе для скульптинга вы не сумеете создать автомобиль, а в инженерной программе - создать персонажа для компьютерной #игры.
Просто, когда программа располагает удобными инструментами для одного типа моделирования, то и работать там будет комфортно, быстро и удобно.
Если вам понравился материал, нажимайте палец верх, подписывайтесь, пишите комментарии. Это помогает развитию канала.
Всем спасибо, удачи, и до новых встреч.
Автор: Зиновьев С.А.