Найти в Дзене
Истории Pro

В Москве нет моря, но есть маяк. История заброшенного маяка

На юго-востоке Москвы есть сооружение, более характерное для приморских городов – маяк Перервинского гидроузла.

Для начала небольшой исторический экскурс. Идея соединить Москву-реку с Волгой не отличалась новизной, так как еще при Петре Первом обсуждалась возможность направить воды великой русской реки в Москву. При Николае Первом построили Екатерининский канал, но к моменту завершения строительства он уже оказался «неактуальным», так как канал строился для транспортировки грузов, но конкуренцию водным судам на тот момент уже составляла железная дорога и Екатерининский канал дольше строили, чем использовали.

Перервинский гидроузел начинает свою историю с 19 века, когда в 1874–1877 годах акционерным обществом «Товарищество Москворецкого туерного пароходства» была построена плотина с системой шлюзов, что позволило поднять уровень воды в реке на 2 метра. На тот момент этого было достаточно, но по прошествии времени стали появляться проекты перестройки плотины, чтобы уровень воды поднялся еще больше.

Проект по перестройке плотины был воплощен только после революции 1917 года. А в 1930 – х годах для обеспечения Москвы водой и увеличения уровня воды в Москве реке, началось строительство канала от Москвы до Дубны, протяженность которого составляла 128 километров. Мы понимаем, что прорыть канал недостаточно – нужны гидротехнические сооружения типа шлюзов и насосных станций, система накопительных водохранилищ, регулирующих поступление воды в Москва-реку и предупреждающих наводнения. Строительство осуществлялось силами заключенных Дмитровлага. В рамках строительства этого канала и был возведен Перервинский гидроузел: новая плотина, шлюзы – шлюз для крупных судов и шлюз для судов местного значения, насыпаны дамбы, выстроен на островке поселок Шлюзы для обслуживающего персонала. И также был построен тот самый маяк Перервинского гидроузла, который я и хотела вам показать. В настоящее время маяк не работает, территория вокруг него тоже не особо ухоженная. Но сооружение интересное, я не могла не поделиться рассказом о нем с вами.