Пока «разворот на Восток» в российской политике становится все более явным, сотрудничество российских и китайских компаний затруднено из-за объективных причин – между Китаем и Россией до сих пор нет более-менее удобного транспортного маршрута.
Попасть по железной дороге из России в Китай пока можно по двум направлениям – через Казахстан (и, соответственно, платить за проезд Казахстанской железной дороге) или через российский Дальний Восток (и неделю гнать поезд через БАМ и Транссиб). Построить что-то более удобное очень сложно – все равно придется заходить на территорию другой страны, например, Монголии.
Но существует 55-километровое «окно» между Казахстаном и Монголией на западном участке границы, где Республика Алтай (Россия) напрямую граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (Китай). Соответственно, если Россия подведет железнодорожные пути к границе и то же сделает Китай со своей стороны, можно получить быстрый и удобный маршрут между двумя стратегическими партнерами.
Однако при ближайшем рассмотрении возникает пару проблем:
- Республика Алтай – один из немногих регионов России, где вообще нет железных дорог. Ближайший к региону железнодорожный узел – это город Бийск в Алтайском Крае;
- Алтай – гористая местность, что сильно затрудняет строительство железной дороги.
В принципе, именно из-за технической сложности проекты строительства прямой железной дороги между Россией и Китаем постоянно откладываются. Дело в том, что о проекте такой дороги говорили еще в 2017 году – чиновник из РЖД рассказывал, что Россия должна будет построить 20-километровый тоннель перед границей, а Китай – вообще 23-километровый.
Правда, сейчас заместитель гендиректора РЖД говорит уже о другом варианте – построить железную дорогу на эстакадах (то есть, такой себе мост на суше, который поднимет дорогу над гористой местностью), потому что тоннель – это очень дорого. И в такой конфигурации цена строительства будет достаточно низкой, чтобы окупить его будущими плюсами от дороги.
В перспективе это может быть высокоскоростная магистраль (ВСМ) «Евразия», которая соединит скоростным железнодорожным сообщением Китай и Россию. А такие поезда – это уже совсем иной уровень сотрудничества между странами. Правда, с китайской стороной вопрос пока не обсуждался. Чиновники еще помнят печальный опыт 2000-х годов, когда не удалось достичь компромисса с китайской стороной касательно стоимости строительства – хоть тогда речь шла о газопроводе «Алтай». К тому же, дорога будет пересекать природный парк «Укок», который как раз растянулся между границами Казахстана и Китая.
Новый железнодорожный маршрут в Китай необходим – сейчас грузовые поезда вынуждены преодолевать тысячи километров на Дальний Восток, и часто задерживаются из-за нескольких «узких мест» на маршруте. Но, даже добравшись до границы, поезда вынуждены ждать пропускав Китай. Как отмечают представители РЖД, сейчас китайская сторона затруднила прием грузов по железной дороге – на границу прибывают по 22 поезда в сутки, но в Китай проходят только 13. И уже минимум 70 поездов «брошены» – их отставили от движения, пока Китай не сможет их принять. В основном – это контейнерные поезда (то есть, перевозящие самые разные товары).
Если маршрут все же удастся построить, Россия станет еще на шаг ближе к тому, чтобы стать полноценным транспортным хабом между странами Азии и Европы.