6,6K подписчиков

Как удачно совместить финансирование работорговли и сочинение духовной музыки

204 прочитали

Если предположить, что духовная (или, если хотите, классическая) музыка ошеломляюще благотворно влияет на слушателя, возвышает его над повседневностью и делает ближе к богам, то какой кристальной непорочностью и совершенством должен обладать создатель такой музыки?

Разве может источник чистоты быть замутнённым?

Разве может чёрное стать белым?

Вопросы, на самом деле, риторические. Ответ дан в заголовке.

В период с 1662 по 1731 год одна торговая организация направила более двухсот тысяч чернокожих жителей Африки через Атлантику в Северную Америку в качестве живого товара. Порядка сорока четырёх тысяч из них умерли в пути.

У части рабов на груди "горела" аббревиатура RAC - Royal African Company (Королевская Африканская Компания). Это её флаг - кровавый крест.

Разве может источник чистоты быть мутным? Разве может чёрное стать белым?

Другие невольники были заклеймены буквами DoY - Duke of York - в честь управляющего, герцога Йоркского, будущего короля Якова II Стюарта.

Разве может источник чистоты быть мутным? Разве может чёрное стать белым?-2

Чисто гипотетически предположу ещё один вариант "рабской стигмы" - GFH - Georg Friedrich Händel - Георг Фридрих Гендель - немецкий и английский барочный композитор.

Разве может источник чистоты быть мутным? Разве может чёрное стать белым?-3

Оказывается, что один из отцов-основателей европейской классической музыки, автор многочисленных опер, концертов и ораторий активно вкладывался в работорговлю.

Музыковед и почётный библиотекарь Техасского университета доктор Дэвид Хантер обнаружил имя композитора в списках инвесторов Королевской Африканской компании перед их собранием в мае 1720 года.

Затем Хантер покопал Национальный архив в Лондоне и нашёл там несколько документов на куплю-продажу подписанных Генделем.

Мы уже знали, что Гендель вкладывал деньги в Компанию Южных морей, которая активно участвовала в работорговле в 1710-х и 20-х годах. История с финансами Генделя сложна, потому что он, по-видимому, обналичил деньги из Компании Южных морей до 1720 года, затем выкупил акции обратно, затем перевёл их в аннуитеты и снова обналичил. Капитал и проценты, накопленные в течение 1730-х годов, композитор использовал для покрытия убытков своих оперных сезонов.

Одним из ведущих инвесторов Королевской Африканской компании был небезызвестный Джеймс Бриджес, 1-й герцог Чандос, заплативший Генделю в 1718 году тысячу фунтов за создание первой английской оратории "Эстер" на ветхозаветный сюжет.

Более того, по словам Хантера, 32 % членов Королевской Академии музыки финансировали Королевскую Африканскую компанию.

Таким образом бесчеловечная торговля "чёрным деревом" благоприятно сказывалась на процесс развития музыки барокко.

Впрочем, это не важно. Композитор, создающий прекрасную музыку вовсе не обязан быть идеальным мужем, или хорошим соседом, или набожным прихожанином. Даже близко.

Именно поэтому так лицемерно звучат комментарии тех, кто хочет зачем-то оправдать Генделя. Например из уст профессора и президента Американского Музыковедческого Общества Стива Суэйна.

Разве может источник чистоты быть мутным? Разве может чёрное стать белым?-4
Я хочу верить, что Гендель знал ужасы этого [трансатлантической работорговли], но это было неотъемлемой частью культуры ... расовая дискриминация разных типов людей. Будем надеяться, что он приветствовал людей с более темной кожей, чем у него, но это, вероятно, сделало бы его более необычным, чем большинство людей в мире в тот момент.

Прошлое не изменить. Гендель был прекрасно осведомлён о всех кошмарах работорговли, и его это нисколько не волновало.

Стигматы одного Иисуса Христа ему были намного ближе, чем стигмы сотен тысяч африканских аборигенов, перемолотых европейским колониализмом.

Разве может источник чистоты быть мутным? Разве может чёрное стать белым?-5

Самой известной музыкой Генделя, пожалуй, является фрагмент из оратории "Мессия" - хор "Аллилуйя", прославляющий Господа Бога, с молчаливого согласия которого процветала работорговля.

Полный КАТАЛОГ публикаций канала. Нажимай скорее!

Традиционная несмешная байка:

В возрасте восемнадцати лет Гендель пешком дошёл до Любека, чтобы претендовать на вакантное место городского органиста. Однако, узнав о необычном условии работодателя, он поспешил в обратный путь, так и не подав заявление.
Оказывается, для получения должности необходимо было жениться на тридцатилетней
Анне-Маргарите, дочери знаменитого Дитриха Букстехуде.
Музыкальный мир должен быть благодарен, что юношу не привлекла белокурая дочь старого органиста. Если бы это произошло, то Гендель прочно застрял бы в древнем городе, и никогда бы не стал знаменитым.