Опубликовано уже пять папиных рассказов. Прочитало их не очень много человек. Я рада и благодарна каждому читателю. Это как выпустить птицу в небо - кто-то полюбуется, кто-то равнодушно скользнет взглядом, но ее увидят!
1920 - 1922 годы.
Впечатления детского возраста более ощутимы, я думаю, больше, чем у взрослого человека. Для него открывается все новое, что он никогда того не видел.
В те годы дети в крестьянстве все были прикованы вниманием к земле. Уродился хороший урожай - жизнь легкая, нет урожая - живут впроголодь. Хлебы пекли с примесью картофеля, свеклы и даже редьки, чтобы получить больше припеку. А о калорийности тогда понятий не имели.
С первых весенних дней каждый крестьянин проверял подготовку к весеннему севу. Взвешивали семена, проверяли на всхожесть. Готовили и орудия обработки земли - сохи, бороны и тому подобный инвентарь.
И вот, настает день выезда в поле. Собираются все в избе, зажигают лампаду, отбивают поклоны Николаю Угоднику. Потом запрягают лошадь и выезжают в поле на пахоту на два-три дня.
Благодать - впервые после зимы быть в поле на большом просторе! Лишь слегка веет ветерок и заливается трелями жаварок. Залетают и грачи на свежую борозду поживиться личинкой или прошлогодними злаками. Мужики обращают внимание на грачей. Если грач, его перо черно и отливает блеском, то говорят: к хорошему году и урожаю. А если грач блеклый, то говорят: жди недорода.
В единоличном хозяйстве на каждую семью на душу наделяли землю. Большинство хозяйств имели лошадей, каждый обрабатывал свой надел. Отпахались день до темна - лошадей ставят на отдых и кормежку, а сами начинают варить ужин. И по полю видишь сколько много малых костров, где слышишь говор мужиков, которые сошлись покурить самосаду и переброситься шутками-прибаутками.
Лошадь была основная кормилица в хозяйстве. Тогда и было много конокрадов. Выследят, кто крепко заснул, отвяжут лошадь и уведут. Хозяин проснулся, а лошади, как говорят, и след простыл.
Был случай и у нас с отцом. Лошадь поставили кормить, сами поужинали. Я набрал прошлогодней травы, соломы и улегся спать под телегой, а отец закурил и стал тоже дремать, сидя опершись спиной к колесу. Как вдруг он услышал храп лошади, и она начала дергать поводья. Отец подошел и видит - стоит рядом мужик. Отец перепугался, не мог ничего сказать, а тот говорит: А что ты так долго еще не заснул?.. И повернулся, ушел, скрылся в темноте. Будь смиренная лошадь, вор потихоньку отвязал бы ее, сел верхом и ускакал бы. И ищи ветра в поле, как говорят!
В воровстве лошадей занимались цыгане, лихие люди, многих обездолили. Нет лошади - не пахано поле, не посеян хлеб - голод.
Продолжение будет.