Найти тему

Аккад. "Первая империя".

В одно время с Аккадским царством, первый раз в истории Ближнего Востока создается крупное государственное образование, господствующее над территориями многих бывших малых стран. Это раз за разом приводит к перестройкам взглядов об обязанностях правителя. До того он был тесно связан с границами городов-государств и занимал ограниченное место во всей этой сфере. После образования крепкого и крупного царства Аккад, постепенно обретается иное определение. Это становится заметно при правлении Нарам-Сина, так как он начинает развивать новую «имперскую» идеологию. Он прозвал себя «Царем четырех берегов (земли)» (то есть всех известных), šar kibrāt (im) arba'im, что означает стремление к господству. Вдобавок ко всему, в своих записках он помечает перед своим именем слово, означающее «божество». Во всевозможных картинах он изображен в атрибуте богов – рогатой тиаре. Король выше других людей, хоть и не имеет божественной силы и сущности. Именно поэтому мы имеем перед собой императора, который хочет отличаться от других правителей своей мощностью, харизмой и сущностью.

Несмотря на это, появление «имперской» мысли в Аккадской империи не стало нововведением и настоящей революцией. Хочется отметить, что Саргон являлся наследником ряда королей Верхней Месопотамии, чья власть уже опережала господство правителей обычных городов-государств. Не меньшего внимания достоин король Лугал-Загеси, родившийся в Умме, но встал на ноги он благодаря Уруку и предшественнику Саргона, политическую работу которого он, скорее всего вдохновил. Саргон начинает свои завоевательные походы из королевства Киш, которое, к слову, являлось одним из самых сильнейших государств ы Нижней части Месопотамии на протяжении нескольких столетий и даже оказывало культурное и политическое влияние на своих соседей, и не только. Тем более, идеологические традиции не потерпели сильных изменений при наследниках Саргона, в частности при Нарам-Сине. Со временем рождается новое королевское искусство, централизованная администрация осуществляется на старых региональных рамках. Мы типизируем административные записки, которые были написаны во многих провинциальных центрах государства с одинаковым составлением и одним видом аккадского языка. Это сделано для того, чтобы их было проще понять и контролировать однотипный состав на всех землях. Из этого следует, что для неофициальных текстов существуют местные традиции.

Связь с прошлыми периодами кажется значимой в истории Месопотамии, когда король продолжает управлять государством привычным способом. Как и предыдущие короли, он представляет себя особенным, выбранным богами и стремящимся выполнить их волю. Величественным божеством, которому поклонялась династия Аккад, является богиня любви и войны – Иштар (для шумеров - Инанна). В столице империи, в месте Улмаш, у неё имеется большой храм, где особенно подчеркивается её воинственность. В записках Нарам-Сина она также упоминается как Иштар Аннунитум (Иштар битвы). Но всё же хранителем имперской власти остается могущественный шумерский бог Энлиль, как это принято правилом Нижней Месопотамии.

-2

В своей деятельности верховное лицо управляет в кругу своих верных, которым он дарует многие блага, в частности земли, также он держит под контролем храмы, они считаются социальными институтами. Наиболее влиятельные личности и губернаторы главных областей в большинстве случаев являются членами знатных королевских семей или тесно взаимосвязаны с ней. Как наследники Нарам-Сина, расположенные в Туттуле, Мараде и Казаллу. Наследницы не раз становились жрицами значимых храмов южной части Месопотамии. Например: Энхедуанна, (дочь Саргона, прославившаяся из-за приписываемых ей стихов) в храме Нанны в Уре, Энменана, (дочь Нарам-Сина) в том же храме, и ее сестра Тутанапшум - верховная жрица Энлиля в Ниппуре. Знать могучей армии Аккадской империи управляется родственниками императора (в первую очередь генералами) и является частью так называемой «королевской гвардии».

Именно поэтому, вопрос о том, каким образом можно охарактеризовать положение Аккада как «первую империю», остается спорным. Во многих местах он имеет свойства, привычно относящиеся к империи различными антропологами, историками и археологами. Но некоторые из них отсутствуют. К примеру, воздействие материальной культуры центральной части, на захваченные и граничащие территории кажется узким, хотя империи обладают немалой властью. Но стоит отметить, что авторитет не был никогда прочно установленным. А вот реальные нововведения стоит поискать в идеологии и понимании «империализма». Оно отзывается в варианте мышления и реализации правления: необходимость победы в военных походах, приобретение земель, централизация вокруг королевской личности. Исходя из вышесказанного, мы можем полагать, что в этих перестройках имеется королевский аспект, то он присутствует в мышлении и кругу власти. Идеологию стараются распространить через письменные источники и художественные, официальные труды. Все перечисленное помогло сохранить политическую модель до более поздних времен. Это утвердило королевскую идеологию в истории Месопотамских земель. Возникает вопрос, не воздействует ли это прославление после смерти, на восприятие исследователей сегодняшних дней, политического строя правителей Аккада.