Найти тему

Пассионарный толчок в культуре России.

Понятие "пассионарности" разработал и теоретически обосновал историк Л.Н.Гумилев ( Л.Н.Гумилев -От Руси к России- "Прогресс", 1994)
Не стану вводить читателей в сумрак исторических аргументов ученого.
Но попробуем в качестве наглядного примера сравнить культуру Российской империи конца 19-го, начала 20 веков и состояние культуры России сегодняшнего времени.
Почему не попробовать?
Тот период нашей истории, это время начальной стадии капитализма, так и сегодняшняя Россия проживает нечто подобное.
Разговор только о культурном срезе русского общества в его многообразии.

Суть теории Л.Н.Гумилева о пассионарности и ее цикличности возьмем популярно, то есть ограничимся следующими объяснениями:

(1). Пассионарность присуща людям с повышенной (избыточной) внутренней энергией, в самом широком понимании: интеллект, способность, активность, инициативность, желание совершить нечто во благо и понимание, как это сделать;

Выходит, что в Российской империи нарождение пассионарности стало заметным в правление Николая Первого.
Тогда заявили о себе А.Пушкин, Ю.Лермонтов, Н.Некрасов, Н.Гоголь и другие.
Это в литературе.
В изобразительном искусстве возникли имена крупных художников, таких, как К.Флавицкий, Ф.Бруни,А.Иванов, О.Кипренский, К.Брюллов и другие.
Можно коснуться известных имен и в других областях. Российская земля всегда была славна талантами.
Но, сами по себе, даже выдающиеся личности, в то время еще не были объединены общей идеей, единым пониманием общественно-социальных проблем.
А.Герцен лишь вскрывал социально-политические язвы России, Н.Гоголь их изобличал, а Н.Некрасов только сочувствовал русскому крестьянству.

(2). Нарождение достаточного количества пассионарных личностей в одном этносе и в один отрезок исторического времени, вызывает подъем этноса, или пассионарный толчок;
(3). Под влиянием пассионарного толчка из непохожих субэтнических групп образуется спаянная пассионарной энергией целостность, или прогрессивные устремления всего общества в разных областях его деятельности;

Явление "пассионарного толчка" и стало характерным для России второй половины 19 века - начала века 20.
Именно в тот исторически короткий отрезов времени в России возникло целое сообщество пассионариев, заявивших о себе практически во всех областях общественной жизнедеятельности.
Главной особенностью явления стало то, что проявился взаимный интерес и взаимопроникновение всех без исключения культур.
Популярность нарождавшейся массовой культуры в России объясняется ее социальной содержательностью: содержание отвечало запросам общества, а общественный интерес в свою очередь способствовал развитию культуры.
Потому, выставки "Передвижников" вызывали глубокий интерес у писателей, ученых, а произведения литературы предлагали сюжеты художникам.
Известны близкие отношения художника В.Сурикова и писателя-философа Л.Толстого. Оперного гения Ф.Шаляпина и художников И.Репина, К.Коровина, И.Левитана.
Речь не о дружбе творческих гениев, речь о близости единомышленников.

Публичные размышления русской интеллигенции о судьбах Родины и ее народа "заразили" нарождающихся отечественных капиталистов.
Меценатство и коллекционирование живописи стало массовым явлением и историко-национальным событием.
Крупными меценатами живописи были и русские императоры, начиная с Екатерины Великой.
Но особый интерес вызывает меценатство и коллекционирование, как явление, именно конца 19, начала 20 столетий.
Частная опера С.Мамонтова, способствовала развитию гения Ф.Шаляпина, а меценатство того же С.Мамонтова, открыло гений М.Врубеля.
Художественные коллекции П.Третьякова, С.Морозова, И.Цветкова, И.Свешникова стали достоянием и гордостью следующих поколений.

Сегодня Россия застроена церквами, словно частоколом. Часто церковные здания без особой надобности и в ущерб социальной сфере, возводятся на средства государственных бюджетов (федерального, местного или ведомственного).
Притом, никто не может толком объяснить цели масштабного культового строительства в сегодняшней России.
Процветало церковное строительство и в императорской России. Только в отличие от сегодняшней бездуховности и безидейности, кроме идеологической основы царской власти, провинциальная церковь являлась более центром просвещения и объединения разрозненных деревень в единый приход с крестинами, венчанием и упокоением.
Потому церкви возводились на средства купечества и прихожан.

(4). Постепенно пассионарность иссякает и в обществе, в этносе, лидирующие положения постепенно занимают люди пассивные, субпассионарные;
(5). Субпассионарии стараются искоренить все, что связано с пассионарным толчком и пассионариями, а когда потребят все, что создано до них трудами пассионариев, то стараются истребить и память о том времени.

Наверное, так и случилось, что "спаянная пассионарной энергией целостность" уже в самом начале 20 века постепенно начала распадаться в силу причин естественной убыли пассионариев, по причине наступившей реакции 1881 года, затем 1905-1910 годов и постепенного отхода части интеллигенции от социальных проблем в политико-социальные или вовсе в "чистую политику", далее, участие России в Первой Мировой войне, затем большевистский переворот 1917 года и последующая Гражданская война, иностранная интервенция 1918-1920 годов.
Наконец, массовая эмиграция.

Советский период заслуживает отдельного разговора, отдельной статьи.

Интересным с точки зрения нового "пассионарного толчка" в России, явился опять же короткий период, примерно с 1988 года и по 2000 год.

Об этом в следующей статье.

С уважением к читателям, автор.


С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц