Добрый день, уважаемые читатели!
В прошлый раз мы с вами начали разговор об американской кинокартине "Ярость", столкнувшись примерно с теми же "клюквенными" представлениями о войне, что и в отечественных фильмах о Великой Отечественной.
Собственно, с первой частью обзора Вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.
Ознакомились? Отлично, продолжаем разговор!
Итак, доблестные американцы взяли (последующие события не позволяют назвать это освобождением) некий безымянный городок. После чего становится ясно, что солдаты союзников (по крайней мере, по версии киноделов) сражаются с фашистами из средневековых мотивов... Ну Вы знаете - в городе вино и бабы, наша задача - присвоить их себе...
Экипаж Шермана разделяется на интеллигенцию и босяков. Первые в лице командира (Брэд Питт) и новобранца заваливаются с гостинцами в квартиру какой-то почтенной бюргерши и ее молоденькой дочки. А голытьба кутит напропалую прямо в танке, затащив туда какую-то сомнительную девицу...
Да, регулярная армия во время войны - она такая. А Вы небось думали, что залог выживаемости и выполнения боевых задач - железная дисциплина и моральная устойчивость личного состава??? Экие Вы наивные, ну да ничего, "Ярость" развеет эти наивные рассуждения. Опять же, благородные американские киноделы часть вины за "миллионы изнасилованных немок" перекладывают на своих соотечественников, стало быть, не одним красноармейцам быть оболганными и оклеветанными...
Наши танкисты, убедившись в собственной безопасности добреют, Бред Питт дает обитательницам картины коробку яиц, чтобы те приготовили ужин. Юнец Норман и молодая обитательница дома приглядываются друг к другу, "с пинка" командира уединяются в комнате, после чего наступает время идиллически спокойного, почти семейного ужина. Неожиданно хрупкое равновесие, призванное показать нам стремление солдатиков к миру и гармонии, нарушают сослуживцы-босяки, из пролетариев. И начинается "классовая борьба" между танкистами, оскорбления в адрес немок, вялые попытки новобранца защитить свою девушку, не менее нелепые потугу командира обуздать своих солдатушек... Далее идут рассказ о покалеченных лошадках, которых пришлось добить танкистам, очередной наезд на новобранца, новая порция хамства, которую командир пресекает (!) плевком еды в подчиненных. В общем, дичь редкостная...
Наконец, к "героям-победителям" прибегает афроамериканского роду-племени солдат (благо фильм сняли в 2014 году, когда еще не знали, что жизни черных важны и потому те воевали в кадре и в жизни наравне с европеоидами). Боец сообщает, что для экипажа танка есть важное задание. Экипаж в полном составе направляется к выходу, причем новобранца Нормана чуть ли не пинками гонят, не давая проститься с девушкой. начинается подозрительно короткий артобстрел, в ходе которого войска не пострадали, зато уничтожило здание, в котором только что гостили солдатушки. Убитая девушка вопреки законам физики, но по канонам драматизЬма, оказалась прям на поверхности руин, чтобы Норман (в очередной раз пинаемый сослуживцем, разумеется!) мог вдоволь нарыдаться...
И вот четыре Шермана покидают город, чтобы удерживать какой-то особо важный перекресток, к которому вот-вот подойдут немцы - оказывается, недругов засек самолет-разведчик, но, цитата, "по нему открыли огонь и он улетел, не выяснив, кто наступает и какими силами"... Р-разведка!)))
Честно говоря, я всерьез ожидал, что вместо немцев там появятся красноармейцы (возможно, верхом на медведях, с водкой и калашами наперевес), после чего завяжется неравный бой и Брэд Питт из Stg-44 начнет пачками валить Иванов: так сказать, "friendly fire" на политотную злобу дня)))
Ну да ладно, в чистом поле идет колонна Шерманов, без пехоты кстати, что выглядит по-кретински - о назначении танков и важности взаимодействия родов войск мы уже говорили и не раз... Тем более нелепо выглядит этот маневр для боевой задачи "остановить какого-то врага неизвестной численности".
Разведки, разумеется, тоже никакой нет, авиация, видимо, кончилась на самолете-разведчике. Естественно Шерманы попадают в засаду - выстрел в борт красиво сносит башню замыкающему танку...
Не подумайте, что я какой-то безнадежный критикан, здесь налицо добротная операторская работа, актеры отменно отыгрывают поставленные им задачи, хороши спецэффекты. Вон, денотация боекомплекта и свободный полет башни многострадального танка показаны превосходно. Однако мы взялись оценивать историзЬм, логику и элементарное соответствие реалиям войны. А эти аспекты тут даже не хромают - их просто разбило параличом...
Оставшиеся три танка съезжают с дороги, пятятся, жмутся к лесу. Брэд Питт заявляет, что его подопечных уконтрапупил 88-мм снаряд, а значит рядом танк... Как это он так определил калибр (почему, например, укокошить танк выстрелом в борт не могло ПТО Pak40 или 75-мм орудие какой-нибудь штурмовой САУ или Pz-4?) - это загадка. Почему калибр в 88 миллиметров это непременно танк - тоже большой вопрос. Собственно, орудие Тигра - это доработанное 88-мм зенитное орудие, которое зарекомендовало себя в качестве грозного противотанкового оружия на Восточном фронте.
Ну да ладно... Танк, значит танк - вскоре наши герои и вправду обнаруживают Тигра-одиночку. Головной Шерман бьет по врагу уже упомянутым дымовым снарядом, создавая завесу. Дым рассеивается, Брэд Питт приказывает танкам идти вперед, в макаку. Тигр тоже зачем-то прет вперед (казалось бы, имея преимущество в броне сиди себе, расстреливай обормотов с места, но нет).
Помните мы говорили, что фильм начался с мини-Прохоровки? так вот, теперь разворачивается мини-версия мини-версии... Шерманы отчаянно прут в лобовую атаку, снаряды практически в упор рикошетят от брони немецкой чудо-машины...
Далее один за другим сгорают Шерманы, остаются один на один машина главных героев и Тигр. Бой развивается в духе белорусских "Танчиков" - подъехавший вплотную Шерман пытается "закружить" супостата, стреляет в борт но снова не может поразить толстокожую зверюгу семейства кошачьих. и лишь несколько снарядов в корму танк удается уничтожить. Кстати, и борта и корма Тигра защищают одинаковые бронелисты в 80 мм, но для "кина" это не имеет значения)))
И снова минутка матчасти... Американский танк М4АЗЕ8 "Шерман" был вооружен 76 мм орудием. Лобовую броню Тигра толщиной в 100 мм подкалиберный снаряд может поразить этак с полутора километров. Обычный бронебойный М62 с 500 метров пробивал борт Тигра или Пантеры.
То есть в реальности подобного фарса не было бы: из засады Тигр подбивает один танк, его обнаруживают (ибо экипаж сидит с открытыми люками, обзор не затруднен, по немцу из всех орудий лупят подкалиберными снарядами, после пары-тройки попаданий его экипаж отправляется прямиком в Вальхаллу. Все! Но вернемся к сюжету фильма...
Последний танк отправляется дальше, достигает перекрестка, который должен оборонять, но наезжает на мину: нам показывают слетевшую гусеницу и разбитые катки, дело и вправду дрянь...
Новобранца посылают в разведку, после чего он возвращается с новостью: приближается "много пехоты", как оказалось - идет батальон СС...
Любопытный факт: на съемочную площадку "Ярости" регулярно приезжали разные знаменитости, коллекционеры оружия и военной техники. В частности, приезжал великий Питер Джексон, подаривший нам трилогию "Властелин колец".
Думаю, мэтр кинематографа как-то повлиял на сценарий фильма, ибо немцы в финальном бою ведут себя как типичные орки Толкина!)))
Впрочем, и Братство кольца из экипажа Шермана вышло туповатое...
Сначала танкисты решили разбежаться, бросив своего командира (да-да, все еще профессиональная регулярная армия в кадре, а не гопота из подворотни). Но Брэд Питт произносит спич про то, что танк - это дом родной, новобранец Норман решает остаться с ним, остальные поддакивают и экипаж занимает позиции...
План танкистов туп до невозможного - притвориться, что танк брошен и подпустить немцев поближе, после чего вдарить из всех калибров!!!
Думаю нет нужды пояснять, что все наличные у пехоты противотанковые средства: магнитные мины, гранаты, фаустпатроны - рассчитаны на борьбы с малых дистанций. Так что план героев изначально суицидальный, обрекающий на быструю и глупую смерть. Но ведь батальон СС же укомплектован орками)))
С криками "За Сарумана, за Мордор!" военная элита нацистской Германии прям походным строем, плечом к плечу бегут в лобовую атаку на танк, косящий их снарядами и пулеметными очередями. Благо, гибель девушки и в целом жесть последних дней выбила из новобранца-стрелка пацифистскую дурь, Норман косит супостатов пачками...
Но вот орки одумались, залегли, зачем-то открыли огонь из огнестрельного оружия по танку. И вдруг, о ужас, у танкистов кончились боеприпасы к пулеметам! Горе-командир вспоминаем, что снаружи, на броне есть ящик с патронами! Сразу же стащить все боеприпасы внутрь мозгов не хватило... Бросив пару дымовых гранат, танкисты устраивают вылазку, во время которой дым не мешает им из личного оружия косить немцев. Нацисты в ответ не стреляют, хотя перед этим долбили броню из пулеметов, лишь несколько особо ретивых пособников Сарумана лезет на танк, но Брэд Питт истребляет их из автомата)))
Смазанный кадр, придется объяснить - у героя кончились патроны, и он швыряет во врага автомат, укокошив супостата в лучших традициях Болливуда)))
Скомандовав всем укрыться в танке, геройский герой продолжает отбиваться от врагов посредством револьвера, получает пулю в плечо, пару ударов лопатой и лишь после этого сам следует своему же приказу...
И тут коварные нацисты вспомнили, что против танка нужно применять фаустпатроны - тайком подбираясь к Шерману (а что мешало так сделать в начале боя???), злобные "зольдатен" поражают машину и убивают заряжающего... Так-то кумулятивный боеприпас - штука серьезная, отрывающая осколки брони (теоретически, весь экипаж мог бы превратиться в решето), что помимо поражения личного состава может привести к повреждению основных узлов танка.
Ну ладно, допустим, что танкистам повезло. Или боеприпас оказался бракованным, ибо промышленность на ладан дышит уже...
После всхлипываний над телом павшего товарища, танкисты снова косят немцев, снова кончаются патроны. Теперь бойцы высовываются из танка, ведя огонь из автоматов и зенитного пулемета калибра 12.7 мм.
У "Толстяка" клинит автомат. Пока напарник идет на вылазку за оружием для него, герой швыряет в недругов гранаты прямо из люка мехвода. Ловит пулю, роняет гранату внутрь танка. геройски накрывает ее собой. Этого оказалось достаточно, чтобы соратников в танке не только не убило, но даже не контузило, не оглушило!!! Кино и немцы, словом...
Брэд Питт снова встает у пулемета, лается с немцами на их наречии (без субтитров, что говорит - я не знаю, ибо инглиш постигал). Требует еще и гранаты. "Святоша" подает их и тут же получает пулю в голову!
И тут немецкий снайпер принимается за командира танка, всаживая в него аж три пули, после чего Брэд Питт прячется в танк и даже поддерживает лирическую беседу с Норманом...
Просто для понимания того, что такое пуля из винтовки Маузера 98К... Калибр: 7.92*57. Масса пули - 12.8 г. Начальная скорость - 760 м/c.
Надеюсь, это Дзен не сочтет шок-контентом... Винтовочная пуля способна прошить человека насквозь, контузить, привести к внутренним кровоизлияниям, раздробить кости. Порой пулевые ранения приводили даже к ампутациям конечностей. К сожалению, данных по раневой баллистики пули 7.92 найти не удалось. Привожу таковую патрона НАТО 7.62...
Так что пуля отнюдь не аккуратную дырочку оставляет, с которой можно жить припеваючи. А в главном герое уже четыре таких просверлили, но он сидит, болтает с Норманом (отговаривает от сдачи в плен), отстреливается от лезущих в танк немцев и даже не думает терять сознание или помирать... Супергерой же!
Наконец, в танк прилетают две Stielhandgranate - новобранец покидает танк через аварийный люк в днище Шермана, а командир таки погибает (странно, а ведь могли бы и гранаты его не пронять!). Норман пытается спрятаться под танком, даже присыпает себя землей... А потом происходит это!
Норман поднимает ручонку кверху, с ужасом таращится на ССовца, а тот просто разворачивается и уходит!!!
Просто представьте, что у Вас на глазах перебили сотни товарищей по оружию, Вы сами чудом уцелели в этой мясорубке... Мне кажется, вытащить негодника из укрытия и коллективно линчевать - самый очевидный порыв солдата в такой ситуации. Но нет, видимо, среди орков оказался замаскированный эльф-гуманист, пожалевший Нормана...
Далее все заурядно, выживший боец возвращается в танк, прощается с соратниками, прижимая к брюху револьвер командира. К месту боя подходят американцы, выковыривают из танка Нормана - озверевшего, со "взглядом на 2000 ярдов" (играют актеры хорошо, без вопросов), сообщают ему, что он - герой, сажают машину и все, побежали титры!!!
Что я могу сказать в конце: чисто технически, в плане актерской игры, в плане антивоенного посыла - нагоняя страсти, изображая все в серых тонах... Снимать в Голливуде умеют! Кстати, как подсказали камрады-читатели, оператором на съемках был русский умелец - Иван Васьянов, честь ему и хвала!
Однако в вопросах логики батальных сцен, исторического контекста, знания матчасти и работы сценаристов, выдумывающих нелепые внутренние конфликты - просто хуже некуда! Прям вот на одном уровне с российскими киноподелками ("Т-34", "Несокрушимый", и иже с ними), авторы которых явно у "Ярости" черпали идеи!
А на этом на сегодня все, спасибо за внимание!