Священномученик Иоанн Восторгов
Отрывки из проповеди в «Неделю 4-ю поста »
«Верую, Господи, помоги моему неверию. (Мк. 9: 24)
Если вы внимательно прослушали только что прочитанное Евангелие, то можете и должны понять этот захватывающий, безотрадный вопль измученной души страдальца-отца, этот болезненный стон, горячую мольбу: верую, Господи, помоги моему неверию. Да, значит, трудно верить, не легко верить так, как должно, без тени малодушия, без капли сомненья, если для такой веры требуется помощь свыше. <…>
Положение отца бесноватого отрока, о котором мы только что слышали, всем нам более или менее знакомо. Тяжело было это положение. Трудно было ему верить в исцеление любимого сына, ему, измученному годами напрасных бесплодных стараний, не получившему помощи и облегчения для сына, может быть, от всех усилий человеческого искусства и наконец не получившему помощи и от самих учеников великого Чудотворца и Учителя. И нам с вами как тяжело бывает иногда, а нужно верить. Да, верить, что горькое — сладко, больное — отрадно, отнятое — сохранено и в лучшем месте; что нужда — не беда, обида, несчастья — испытание терпения, совершенствование в добродетели. И при этом благодушествуй, молись за людей, наносящих тебе обиды, хвали Бога за всё, наконец радуйся, благословляй свою долю. Благодушествуй, радуйся, а у тебя только хлеб и вода для пропитания, и те в поте лица твоего; а у тебя — последняя одежда, и та рубище, тесный угол, бедный кров для приюта. Благодушествуй, а у тебя умер отец и мать, близкий, родной, а у тебя столько труда и работы, что сил не хватит, здоровье надламывается. Благодушествуй, когда поступили с тобой иногда так жестоко, так несправедливо, оскорбили тебя так больно: твоих заслуг, твоих прав, твоих способностей не уважили, твоих стараний не оценили, а иногда, может быть, перетолковали в худую сторону, заподозрили, а то за твое же добро и возненавидели. <…>
Да, жизнь не шутка, не пир, не праздник веселый. И вот здесь-то, среди горя и бед, испытывается, истинная ли у тебя вера; и вот здесь-то познается, какое великое значение веры, как она облегчает путь человеку, здесь-то опытом познается, что как без души нельзя двигаться, как без силы нельзя действовать, так без веры нельзя быть, без веры нельзя жить.
Бывает нам иногда так тяжело, так безотрадно и мрачно, что мы становимся близки к малодушию, отчаянию, маловерию. Мы скорбим, плачем: это так естественно, так понятно. И Ты, Спаситель наш, и Ты плакал, и Ты в саду Гефсиманском в ночь Своих вольных страданий скорбел и тужил, и Ты жаловался Богу Отцу, что прискорбна душа Твоя до смерти, и Ты просил и молил: Отче, да минует Меня чаша сия (Мф. 26: 39). И Ты сказал нам, что в мире будете иметь скорбь (Ин. 16: 33), Твои апостолы предсказали то же, а Твой пророк уверяет нас, что сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125: 5). Но в том-то и дело, что при вере, при надежде, что мы пожнем радостью, не может быть малодушия, не может быть отчаяния; что при вере-то мы можем в скорбях своих молиться теми возвышенными словами Богочеловека Иисуса, которыми утешались, которые повторяли миллионы скорбящих и обиженных: не моя, но Твоя, Боже, воля да будет (Лк. 22: 42).
И будешь ты доволен, и станет на душе у тебя спокойно и радостно. Ты поймешь, что пред вечной жизнью, пред Царствием Божиим всё земное ничто, самое великое, ценное и славное — мимолетно. Бедность тебя не устрашит, великолепных чертогов, пышных одежд и вкусных яств ты не пожелаешь. Непризнание твоих достоинств, унижение твоих заслуг, обиды и оскорбления... и это не сокрушит тебя: что мне до людской славы, мне лишь бы в очах Господа быть рабом верным. <…>
А над всем этим — молитва о вере, усердная, непрерывная, пламенная. Истинно это, потому что Бог есть предмет веры, Он же источник и податель веры. Итак, в бедах, в скорбях, в страданиях — веруй; в маловерии, в малодушии проси себе веры; молись: приложи нам веру, Господи. Верую, Господи, помоги моему неверию .
Аминь.
1891 год