Поговорим о «нераскрученном» сталиансе — архитектуре вокруг Канала имени Москвы. Шлюзы, ГЭС и насосные станции построили единым махом в 30-е годы, и выглядят они как плоть от плоти сталинских высоток. Над ними трудился большой цех — Центральная художественная мастерская канала, в которую входили архитекторы Пастернак и Рухлядев, скульптор Меркуров и другие довольно известные люди.
В нынешних реалиях подобный проект никогда бы не состоялся — никому не придет в голову украшать трансформаторную будку лепниной. Но по меркам 30-х годы идея смотрелась вполне органичной. Эту тягу к роскоши нередко связывают с утомленностью от авангарда, возврату к старым, дореволюционным порядкам. Однако большой парадокс сталинской архитектуры состоит в том, что на момент создания ее умудрялись трактовать как идеологическое оружие против буржуазии. Вот что пишет А.И. Михайлов в книге 1939 года «Архитектура канала Москва-Волга»:
«При капитализме... наиболее массовые сооружения являются наменее художественными, а сооружения, обслуживающие верхушку буржуазного общества, претендуют на богатство, художественность и стиль.
Буржуазия считает, что только она способна понимать искусство и наслаждаться им. В этом сказывается классовая ограниченность буржуазной эстетики, которая считает искусство уделом „избранных“».
То ли дело в СССР, продолжает Михайлов; здесь искусство принадлежит народу, а народная архитектура становится произведением искусства. Поэтому все должно быть шикарным — и проспекты, и парки, и любая инфраструктура.
Поговорим о «нераскрученном» сталиансе — архитектуре вокруг Канала имени Москвы
8 апреля 20218 апр 2021
1 мин