Архитектуре первой половины XX века действительно свойственна «больничная» эстетика, но современники воспринимали это скорее как плюс — чистые линии и гладкие поверхности ассоциировались у них с гигиеной и здоровьем.
Архитекторы тех лет были всерьез озабочены борьбой с болезнями. Ле Корбюзье предлагал избавиться от старых городов в том числе по санитарным соображениям: люди в них жили скученно и не всегда имели доступ к свету и свежему воздуху. В таких условиях инфекции цвели пышным цветом, и в частности это относилось к смертельно опасному туберкулезу, лекарство против которого изобрели лишь в 1943 году.
К началу XX века для выявления туберкулеза уже вовсю использовался рентген. Этот инструмент диагностики сильно повлиял на юного Миса ван дер Роэ, который проектировал «архитектуру из кожи и костей». Впоследствии из этого вырастет знаменитое ’Less is more’ и вилла Фарнсуорт, а ее хозяйка (по иронии судьбы, врач) будет писать о доме, что он «прозрачный, будто рентген».
Про связь болезней и архитектуры хорошо написано у профессора Принстонского университета Беатрис Коломины в свежей книге ’X-Ray Architecture’. Работа не переведена на русский язык, посему надеюсь, что пост вдохновит кого-нибудь из издателей.
Архитектуре первой половины XX века действительно свойственна «больничная» эстетика, но современники воспринимали это скорее как
8 апреля 20218 апр 2021
1 мин