Найти тему
Виктор Масалов

О бедном коэффициенте рождаемости замолвлю слово.

Название статьи рождает ряд вопросов. Первый – что это за коэффициент такой? Вот что по этому поводу говорится в Википедии: суммарный коэффициент рождаемости является одним из важных показателей уровня рождаемости, данный коэффициент показывает сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (т.е. от 15 до 50 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычисляется показатель независимо от смертности и от изменений возрастного состава Для сохранения численности населения на одном уровне нужен суммарный коэффициент рождаемости около 2,1 рождений на женщину в течение жизни.

Итак, на семью из двух человек, состоящую из двух человек (мужа и жены) необходимо иметь как минимум двух детей, чтобы численность населения не сокращалась. С учетом детской смертности этот коэффициент должен составлять значение, равное 2,1 – 2,2. С учетом этого коэффициент рождаемости менее 2 означает, что население данной страны или города вырождается. Можно предположить, что основной причиной этого процесса является ухудшение качества жизни. Возможно и сознательное внесение в общество идей о свободе от детей. Высвобождающиеся при этом ресурсы страны или города переходят к управлению со стороны других стран и народов.

В статистических данных показатель коэффициента рождаемости всегда располагается в разделе «Демография». Но по существу является результирующим показателем раздела «Уровень жизни». Во многом снижение рождаемости обусловлено снижением уровня жизни.

Именно поэтому Президент России постоянно ставит в своих Указах задачу по повышению коэффициента рождаемости. Например, в Указе о мерах по реализации демографической политики от 7 мая 2012 года №606 в первом пункте (!) записано: в целях совершенствования демографической политики Российской Федерации Правительству Российской Федерации обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753. Естественно возникает вопрос: как органы государственного управления в Санкт – Петербурге справились с этой задачей? Сложность состоит в том, что административно заставить жителей города больше рожать невозможно. Нужно создавать такие условия, что бы этот процесс не означал бы следующего положения: чем больше детей в семье, тем выше уровень нищеты в этой семье.

Данные Петростата показывают, что, начиная с 2010 года, суммарный коэффициент рождаемости возрос с 1,38 до 1,63 в 2016 году. В этот период органам государственного управления удалось обеспечить прирост коэффициента. С 2012 по 2019 год несколько возрастали реальные денежные доходы населения (кроме 2015 года). Снизилось количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: с 217 тыс. в 2010 году до 137 тыс. в 2019 году. Улучшилась динамика ряда других показателей.

Но выявились и негативные тенденции, сдерживающие рост коэффициента. В первую очередь необходимо отметить такой важный показатель как рост реальных доходов населения. По существовавшей ранее методике расчета этого показателя в 2015 – 2017 годах реальные доходы снижались. Но 25.11.2019 года Росстат изменил методику расчета. По новой методике реальные доходы в период 2016 – 2019 годов уже возросли. Но и переход на новую методику принципиально не изменил положение с реальными доходами. Уже по новой методике за январь – сентябрь 2020 года снижение составило 99,1%.

Еще одна негативная тенденция сформировалась в кредитовании населения. Можно предположить, что она во многом обусловлена нехваткой доходов для поддержания уровня жизни, сложившегося в предыдущие годы и желания решить жилищную проблему. Например, в 2013 году реальные доходы возросли на 7,6%, это достаточно высокий прирост. Для компенсации низких темпов роста доходов население активно стало прибегать к кредитованию. Задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам в рублях и валюте, резко возросла: с 468 млрд. рублей в 2015 году до 1098 млрд. в 2020 году: в 2,3 раза. Половина этой огромной задолженности – это задолженность по ипотечным жилищным кредитам. Жители города берут эти кредиты на средний срок в 20 лет по ставке свыше 7% в год. Это долговая кабала на два десятилетия с удвоением стоимости получаемого жилья. А в связи с эпидемией возникают риски потери работы и потери здоровья. При такой долговой нагрузке возможно многим семьям не до роста рождаемости.

Еще один негативный фактор, ведущий к сдерживанию коэффициента рождаемости – это диспропорции, возникающие в связи с резким ростом жилищного строительства. Рост ипотечного жилищного кредитования породил бум в жилищном строительстве: с 2015 по 2020 годы ежегодный ввод жилья превышал 3 млн. кв. метров. В этом секторе господствуют рыночные отношения, направленные на максимизацию прибыли. И ипотека в этих условиях становится важным источником прибыли для банков и застройщиков. Например, прибыль банков Санкт – Петербурга составляла в 2018 году 9,9 млрд. рублей, в 2020 году она возросла до 84,5 млрд. рублей – в 8 раз. Возможно, что ипотека внесла свой вклад в достижение такого высокого результата. Укрепление финансового положения банковской системы города можно рассматривать как положительный фактор. При этом удельный вес привлеченных средств в структуре инвестиций в основной капитал в этот период практически не менялся и находился в диапазоне всего лишь 4-8%, а не раз. А социальная инфраструктура сооружается в основном за счет бюджета города и не успевает за ростом объемов жилищного строительства. Приведу только один пример: численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации в 2012 году составляла 5,5 тыс. человек, а в 2018 году – уже 59,5 тыс. человек – рост в 10 раз. Это также сдерживает процесс деторождения.

Еще один фактор снижения коэффициента рождаемости – это снижение миграции. Если в 2017 году миграционный прирост составил 64 тыс. человек (превышение прибывших над выехавшими), то в 2019 году только 14 тыс. Сказываются такие факторы как снижение курса рубля и эпидемические ограничения.

Что предусмотрено в новом Указе Президента России №204 от 07.05.2018 года? Снова необходимо увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,7 к 2024 году. При этом все старые негативные тенденции сохранились и добавилась новая в виде эпидемии. Это создает значительные трудности для органов государственного управления в Санкт – Петербурге. Что можно внести для обсуждения для решения этой задачи? Можно предположить, что основными предпосылками для роста рождаемости являются рост доходов в молодых семьях и наличие квартир. Для обеспечения этих условий можно предложить следующие мероприятия:

1. строительство городом за счет городского бюджета социального жилья и предоставление его молодым семьям на условиях социального найма. На первом этапе возможно начать привлекать молодые семьи, например, начиная со второго поколения жителей города. При рождении первого ребенка будет предоставляться однокомнатная квартира, при рождении второго – двухкомнатная и так далее. Новое жилье должно быть сравнительно малоэтажным (до 7 этажей) и должно быть обеспечено услугами социальной и производственной инфраструктуры по нормативу (дошкольными учреждениями, школами, поликлиниками и так далее). Этот проект должен осуществляться строго на основе государственной собственности и может быть низкорентабельным или даже убыточным. Задача проекта – не извлечь прибыль, а стимулировать процесс деторождения.

2. ежемесячные выплаты пособий из бюджета города для содержания каждого ребенка. В идеале желательно осуществлять покупки за счет этих пособий в специальных магазинах или через Интернет. Но покупаемая продукция и услуги должны быть только от городских предприятий. В этом случае это мероприятие позволит одновременно создать предпосылки для увеличения валового регионального продукта.

Реализация этих мероприятий потребует дополнительных затрат из бюджета города. Но следует иметь ввиду, что в процессе реализации бюджета достаточно велик объем неосвоенных бюджетных назначений, план по расходам ежегодно не выполняется. Например, в 2015 году не освоено 20 млрд. рублей, в 2016 году – 14 млрд., в 2017 году – 19 млрд., в 2018 году – 18 млрд., в 2020 – 10 млрд.