Найти в Дзене

Вероятнее всего, многие из вас впервые слышат это имя (в отличие от имени вездесущего Колхаса)

Вероятнее всего, многие из вас впервые слышат это имя (в отличие от имени вездесущего Колхаса). И в этом нет ничего удивительного — реализованных построек у Прайса не так много. Но среди работ, оставшихся на бумаге, была одна такая, которая повлияла на мировую архитектуру не меньше, чем Пантеон или Дом Наркомфина. Речь идет о Дворце Веселья, разработанном в 60-е годы.

Это даже не здание — скорее подвижный механизм для массовых мероприятий, похожий на судостроительный завод. Планировка у него аналогична церковной: базилика с центральным «нефом» для концертов, спектаклей и кинопросмотров и два «придела» по бокам — для кафе и баров. Все подмостки, заграждения и декорации внутри Дворца можно перемещать и комбинировать с помощью подъемного крана, неподвижными остаются только балки и решетки под потолком.

Для людей XXI века в этом нет ничего удивительного — мы привыкли к многофункциональным пространствам, которые не диктуют, чем заняться, и оставляют этот выбор за нами. Но полвека назад изменчивость или, как говорил сам Прайс, «просчитанная неопределенность» Дворца Веселья совершила революцию: никогда прежде архитектура не была настолько гибкой, способной к трансформации.

Прайс тринадцать лет бился за разрешение на строительство Дворца. Тщетно: мешали то власти, то церковь. Но его идеи не умерли, и десять лет спустя в Париже открылся Центр Помпиду. Авторы проекта, Ричард Роджерс и Ренцо Пьяно, назвали Дворец Веселья отправной точкой. И хотя Помпиду получился сравнительно неповоротливым, кое-что от Дворца Веселья в нем действительно нашло место — в том числе абсолютная толерантность.