Берлин, начало тридцатых годов. Певица Салли Боулз, звезда кабаре Кит-Кат, прожигает жизнь в мечтах о грядущей славе. Изменить её характер и образ жизни не способны ни возникшая любовь к скромному (поначалу) английскому писателю Брайану, ни зачатый ребёнок, ни всё ярче проявляющаяся трагедия страны – приход к власти нацистов.
Фильм «Кабаре» снят американским режиссёром Бобом Фоссом в 1972 году по мотивам бродвейского мюзикла, в свою очередь поставленного по мотивам романа «Прощай, Берлин» англо-американского писателя Кристофера Ишервуда.
«Кабаре» принёс своим создателям не только отличные кассовые сборы, но и признание критиков. В огромном количестве номинаций фильм «Кабаре» оценили и наградили и «Оскарами», и «Золотыми глобусами», и премиями Национального совета кинокритиков США и BAFTA ). И в самом деле, «Кабаре» - не только прекрасный образец мюзикла, но и серьёзный выход за границы этого жанра.
Казалось бы, в центре сюжета – ситуация совершенно мелодраматическая. Двое встречаются, влюбляются, и вроде как должны преодолеть многочисленные трудности на пути к своему счастью. На первый взгляд, это «всего лишь» мюзикл, жанр традиционно развлекательный, «лёгкий». Но нет.
Бодрая музыка и показная весёлость кабаре обманывают зрителя, обещая лёгкую и озорную любовную историю. Впрочем, совсем недолго – достаточно одного взгляда демонического Конферансье, одного кадра с с нацистскими бесчинствами где-то там, в стороне от происходящего.
Всё развивается совсем не так, как можно было предположить. И из переплетения несложной мелодраматической истории любви и ярких музыкальных выступлений рождается нечто новое, нечто удивительно осмысленное и глубокое…
Действие фильма разворачивается в Веймарской республике в начале тридцатых годов двадцатого века. Уже угасали «золотые двадцатые», но поднявшаяся в двадцатые годы волна эскапизма, увлекающая людей от проблем современности к блеску кабаре, весёлому джазу и разгульной ночной жизни, ещё держалась на своём пике.
Ряд общих тем роднит "Кабаре" с "Конформистом" Бернардо Бертолуччи.
Хотя, на первый взгляд, ждать глубины от американского мюзикла – жанра, созданного для развлечения и отвлечения массового зрителя – довольно странно. Тем не менее, «Кабаре» поднимает те же самые вопросы. Кто же привёл фашизм к власти? Как в цивилизованной Европе, казалось бы, так далеко ушедшей от Средневековья, могло возникнуть явление, столь противоречащее всем идеям гуманизма? «Закат Европы», «Бог умер» и прочие знаковые цитаты начала новой эпохи. Конец христианства, конец гуманизма, конец буржуазной морали. Теперь - “Life is a cabaret”, и ничего не попишешь.
Это раньше мир был театром – настало время кабаре.
В короткой истории бестолковых взаимоотношений Салли Боулз и Брайана, перемешанных с красочными шоу и весёлой музыкой, фильм умудряется рассказать о зарождении и развитии страшнейшей трагедии двадцатого века.
«Какая разница, если было хорошо?» - искренне вопрошает Салли Боулз, и эта фраза как нельзя лучше отражает все представления Салли о жизни. Она «весёлая, взбалмошная, и – ах да – всегда мечтала стать актрисой».
Буквально несколько секунд в «Кабаре» демонстрируют сцены с нацистским насилием, они проходят где-то на фоне, почти что за кадром, однако они окрашивают всю картину совершенно другой краской.
Пока Салли мечтает о кино и самозабвенно поёт на сцене, в воздухе зависает предчувствие скорой трагедии, гнетущий страх перед будущим и мрачная обречённость.
Впрочем, вот снова появляется жуткий в своей маске – грим словно прирос к нему, лица под маской не осталось – Конферансье, и нам снова вкрадчиво напевают: ни к чему обращать внимание на эти внешние неприятности, если можно укрыться в вечном празднике кабаре, где «даже оркестр – прекрасен».
Кошмар пока где-то в стороне, но уже совсем рядом…
Осторожно, дальнейший текст содержит спойлеры! Если вы ещё не успели посмотреть "Кабаре", самое время это сделать.
Барон Максимилиан, так ярко появившийся в жизни Салли и Брайана, не только отражение тех самых «денег, которые заставляют мир крутиться». Он служит катализатором сюжета, и связанные с ним эпизоды как нельзя лучше показывают и суть любовной связи героев, и их взгляды на мир.
Салли любит Брайана – или искренне думает, что любит – но разве «любовь» и «жертва» должны быть как-то связаны?.. И разве стоит ради неё выходить из той самой зоны комфорта? Ведь если любят, то дают свободу. А свобода - значит, всё дозволено.
Вторая любовная пара фильма заметно отличается от первой. Фриц и Наталья отражают совершенно другой тип отношений – здесь всё предельно серьёзно, и никакой «свободы», как в истории Салли и Брайана, не наблюдается. Наталья не может наслаждаться моментом, не думая о будущем, как Салли; а Фриц оказывается достаточно смелым для того, чтобы суметь добиться свадьбы с избранницей.
На контрасте с Фрицем и Натальей пара Салли-Брайан выглядит ещё менее гармоничной. Салли не может оставить жизнь своему ребёнку, чтобы не рисковать призрачной надеждой стать актрисой – когда-то там, потом, наверняка. Фриц же публично признаёт свою национальность и женится на еврейке – в стране, где уже начались фашистские погромы, и такой шаг грозит ему верной смертью.
Сцена свадьбы Фрица и Натальи заканчивает их историю, оставляя финал за кадром – удастся ли им покинуть страну, или вскоре они станут новыми жертвами фашистского режима.
Их отношения абсолютно противоположны тому, что связывает Салли и Брайана. Нет никакой разгульной свободы, никакого торжества краткого, но такого пылкого веселья. Зато есть что-то совсем другое, что-то про любовь, жертву и долг.
По сути, эта еврейская пара, как ни странно, иллюстрирует судьбу традиционных европейских ценностей.
Ведь оказывается, что свобода – это разврат, а семья и долг – буржуазные пережитки.
И пока новая свобода увлекает в свои сети беззаботных Салли и Брайана, Фриц и Наталья, выбравшие мир устаревшей морали, уходят в неизвестность. Хочется верить, что они успеют покинуть Германию прежде, чем до них доберутся, но мирной жизни уже не видать никому – совсем скоро дикий огонь войны захлестнёт весь мир.
А пока Салли и Брайан вкушают свободу в обществе соблазнившего их обоих барона Максимилиана или цинично разбираются с её последствиями, немецкий мальчик поёт свою песню. И толпа следует за ним, превращая нежную песню о Родине в ядовитый гимн фашизма…
Но это всё там, так далеко. Внутри кабаре всё ещё праздник. В начале фильма мы видели зал кабаре, откуда насмешливые люди пинками выгоняли персонажа в форме нацистской партии –здесь не нужна политика. Но долго прятаться от надвигающейся бури не удастся и в кабаре.
И этот, казалось бы, вечный праздник совсем скоро закончится.
В своём бесконечном шоу Конферансье, так долго отвлекавший людей от реальности, пропустил момент, когда сам стал тенью прошлого, ненужным элементом для нового мира.
«Забудьте о проблемах извне» – старательно призывал он и добился, что проблемы заполонили не только мир снаружи, но и прорвались внутрь его прекрасного кабаре.
И в последних кадрах фильма мы видим кривое отражение уходящего в никуда Конферансье, тихо прощающегося по-немецки, и новую германскую публику – полный зал нацистов.