Найти тему

Здание строили не столько для богослужений, сколько для хранения — оно стало гигантской шкатулкой, в которую поместили мощи свят

Здание строили не столько для богослужений, сколько для хранения — оно стало гигантской шкатулкой, в которую поместили мощи святого Марка.

До того, как перекочевать в Венецию, останки евангелиста находились в Александрии. Но к IX столетию мусульмане начали сносить христианские церкви, и тогда венецианские купцы решили обманом вывезти реликвию. Они поместили мощи в корзину, а сверху положили свиные туши. Таможенники не смогли дотронуться до «нечистой» пищи и пропустили корабль.

Говорят, что в опасный момент плавания Марк восстал из мертвых, разбудил капитана, а затем снова прилег. О правдивости этой истории говорить не приходится, зато подвиг купцов увековечили в одной из мозаик собора — ее и поныне можно увидеть в пространстве между нефом и алтарем. А лев — символ Марка — до сих пор нарисован на гербе Венеции.

Вообще венецианцы тащили в собор все, что плохо лежало: квадригу коней вывезли из Константинополя во время одного из крестовых походов, мрамор для отделки купили на Востоке; скульптуры изготовили византийские и итальянские мастера. Именно из-за этой мешанины стилей базилика так мало похожа на другие христианские церкви. Как писал Пётр Перцов: «Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание».