Я не фанат большевизма и советской идеологии. Но, на мой взгляд, панельные многоэтажки, все эти «стремные брежневские ДК» и идеологические постройки заслуживают не меньше внимания, чем классическая ордерная архитектура. Потому что, как говорил Леонид Парфёнов, это «то, без чего нас невозможно представить, и еще труднее — понять».
Однако вернемся к музею. Его построили накануне развала СССР и называют своеобразным антагонистом мавзолея Ленина. Визуальная отрешенность, глухие стены, холодные мраморные залы — чем не надгробие для целой эпохи?
И даже без подобных сравнений символизма в этом комплексе хватает. Архитектор Леонид Павлов говорил о нем так: «В конце жизни я построил Парфенон», то есть по сути — место для служения религиозному культу.
От Парфенона тут не только мистицизм, ведь Павлова недаром называют архитектором «идеальных пропорций и тектоники». Музей в Горках — это последняя советская неоклассика, очень своеобразная и пока непонятная нам до конца. Хочется надеяться, что она еще найдет своего исследователя.