В начале XIX в. исторический жанр считался ведущим в Российской Академии художеств. К нему относили все произведения на мифологические и религиозные сюжеты, весьма далекие от истинного историзма. Картины же, посвященные действительно историческим темам, также были лишены жизненной правды.
Уже первое большое произведение Вячеслава Григорьевича Шварца «Иван Грозный у тела убитого им сына» оказалось непохожим на картины академистов. Интерьер показывал действительную обстановку царских палат; изображая Ивана IV, художник пытался передать весь клубок горьких противоречивых дум, охвативших грозного царя.
«Как от «Свежего кавалера» Федотова, — писал критик В. В. Стасов,— пошла наша бытовая живопись, так и от «Ивана Грозного» Шварца пошла наша настоящая историческая живопись».
Художник учился одновременно в Академии художеств и в университете, его талант развивался под влиянием современной ему исторической науки.
Обращение к образу Грозного не было случайным для Шварца. Оно выражало характерную для того времени оппозицию большой части русской интеллигенции самодержавию. Этому образу художник посвящает рисунок «Иван Грозный и Василий Шибанов», иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» Лермонтова и к «Князю Серебряному» А. К. Толстого.
Бытовой жанр занял ведущее место в русском искусстве 60-х годов XIX в., воздействуя и на историческую живопись. В 1865 г. Шварц пишет картину «Вербное воскресенье при царе Алексее Михайловиче», затем появляются «Сцена из домашней жизни русских царей», «Иностранные посланники в посольском приказе», «Русский посол при дворе Римского императора» и многие другие. Картины эти исполнены с присущей Шварцу исторической эрудицией, с большим вниманием к бытовым деталям.
Вершина творчества художника — картина «Вешний царский поезд на богомолье во времена Алексея Михайловича» (1868). «В этой картине,— писал Стасов,— столкнулись два разных мира… Богатые царские возки… откормленные стрельцы… в богатых шубах… лужи и солома, лохмотья и жалкие избушки… мужичье и бабы в одних рубашках, на снегу…» Это первая картина Шварца, в которой он противопоставляет разные общественные слои России. Картина включает в себя равные по художественной силе элементы исторической, бытовой и пейзажной живописи. Особенно значителен здесь пейзаж — очень национальный, напоминающий лучшие картины Васильева и Саврасова.
Ранняя смерть оборвала в самом расцвете творчество Шварца, но то, что он сделал, во многом определило развитие русской исторической живописи XIX в.
Много интересного на сайте АЛЯСОРТ