Найти в Дзене
Алясорт

Шварц Вячеслав Григорьевич первый художник-историк

В. ШВАРЦ (1838—1869) Гонец XVI века.
1868 г.
Дерево. Масло.
Третьяковская галерея. Москва.
В. ШВАРЦ (1838—1869)  Гонец XVI века.
1868 г.
Дерево. Масло.
Третьяковская галерея. Москва.
В. ШВАРЦ (1838—1869) Гонец XVI века. 1868 г. Дерево. Масло. Третьяковская галерея. Москва.

В начале XIX в. исторический жанр считался ведущим в Российской Академии художеств. К нему относили все произведения на мифологические и религиозные сюжеты, весьма далекие от истинного историзма. Картины же, посвященные действительно историческим темам, также были лишены жизненной правды.

Уже первое большое произведение Вячеслава Григорьевича Шварца «Иван Грозный у тела убитого им сына» оказалось непохожим на картины академистов. Интерьер показывал действительную обстановку царских палат; изображая Ивана IV, художник пытался передать весь клубок горьких противоречивых дум, охвативших грозного царя.

«Как от «Свежего кавалера» Федотова, — писал критик В. В. Стасов,— пошла наша бытовая живопись, так и от «Ивана Грозного» Шварца пошла наша настоящая историческая живопись».

Художник учился одновременно в Академии художеств и в университете, его талант развивался под влиянием современной ему исторической науки.

Обращение к образу Грозного не было случайным для Шварца. Оно выражало характерную для того времени оппозицию большой части русской интеллигенции самодержавию. Этому образу художник посвящает рисунок «Иван Грозный и Василий Шибанов», иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» Лермонтова и к «Князю Серебряному» А. К. Толстого.

Бытовой жанр занял ведущее место в русском искусстве 60-х годов XIX в., воздействуя и на историческую живопись. В 1865 г. Шварц пишет картину «Вербное воскресенье при царе Алексее Михайловиче», затем появляются «Сцена из домашней жизни русских царей», «Иностранные посланники в посольском приказе», «Русский посол при дворе Римского императора» и многие другие. Картины эти исполнены с присущей Шварцу исторической эрудицией, с большим вниманием к бытовым деталям.

Вершина творчества художника — картина «Вешний царский поезд на богомолье во времена Алексея Михайловича» (1868). «В этой картине,— писал Стасов,— столкнулись два разных мира… Богатые царские возки… откормленные стрельцы… в богатых шубах… лужи и солома, лохмотья и жалкие избушки… мужичье и бабы в одних рубашках, на снегу…» Это первая картина Шварца, в которой он противопоставляет разные общественные слои России. Картина включает в себя равные по художественной силе элементы исторической, бытовой и пейзажной живописи. Особенно значителен здесь пейзаж — очень национальный, напоминающий лучшие картины Васильева и Саврасова.

Ранняя смерть оборвала в самом расцвете творчество Шварца, но то, что он сделал, во многом определило развитие русской исторической живописи XIX в.

Много интересного на сайте АЛЯСОРТ