Хулящим современную медицину посвящается.
Вот смотрю я на медицину и диву даюсь, вроде нелёгкая промышленность, а модным тенденциям подвержена. особенно если дело касается каких-нибудь заморских штучек.
Стоит появиться какой-нибудь "панацеи" из далёких стран, то тут же её пытаются применить и так, и сяк, и наперекосяк. Загляденье!
Так, к примеру, было со всеми специями с Востока, им и до сих пор приписывают невероятные чудодейственные свойства. Как по мне, так они, кроме изжоги с метеоризмом, и вызвать-то ничего не могут.
Кто верит, тому помогает. А что плaцебо никто не отменял.
Добрую тысячу лет, с лёгкой руки Галена, народ европейский лечили кровопусканиями, клистирами и рвотными. Если это не добьёт, то применят суперлекарства из откровенно сомнительного сырья.
Как тут не вспомнить Л.Филатова:
Спробуй заячий помёт!
Он - ядрёный! Он проймёт!
И куды целебней мёду,
Хоть по вкусу и не мёд.
Он на вкус хотя и крут,
И с него, бывает, мрут,
Но какие выживают -
Те до старости живут!..
Для тех, кто сомневается, можете заглянуть в Pharmacopoeia Londinensis, каталог лекарственных средств, впервые опубликованный в 1618 году.
В нем перечислено 11 видов экскрементов, пять видов мочи, 14 видов крови, а также множество видов слюны, пота и жира разных животных. В аптеках того времени можно было найти пенuсы оленей и быков, лёгкие лягушек, а также муравьёв, многоножек и кастрированных котов.
Врачи с завидным усердием помогали гражданам отправиться в лучший мир.
Что характерно, социальная справедливость в некоторой форме всё-таки торжествовала.
Если богат, то путь в царство жмуриков будет значительно короче с помощью врачей, чем, скажем для простолюдина. Бедняку же такой провожатый не по карману.
Не зря в те времена боялись врачей так же сильно, как саму старушку с косой.
Как только кораблями привозилось новое невиданное средство, оно тут же применялось на больном и не всегда так, как можно себе представить. Постсредневековые Склифосовские имели живое воображение!
Они жуть как любили прихвастнуть своими панацейными идеями в журналах, откуда, собственно, мы и знаем об этих интереснейших способах целительства.
Видимо, от избыточной любви к ближнему врачи все норовили ввести что-нибудь эдакое противоестественным способом. Особенным почётом пользовались клистиры, первое средство в критической ситуации.
Так стандартной техникой реанимации утопленников, было введение настоя табака в зад пострадавшего. В чём здесь логика понять сложно, но, похоже, от переизбытка ощущений утопленнику приходилось всё-таки жить.
Интересный случай, описанный в Provincial Medical and Surgical Journal в 1846 году, когда под рукой врача не оказалось никаких атрибутов для постановки клизмы.
Доблестный реаниматолог решил вдуть дым. Несмотря на то что при вдувании он рисковал получить полный рот кишечного содержимого, желание выслужиться перед графским задом было сильнее. Кстати, отсюда пошло выражение “вдувать дым в чью-то за..цу”, то есть втираться в доверие.
Когда даже такая мощная реанимация не сработала, у врачей опустились руки.
А теперь немного о радостях реанимации в те тёмные времена.
Представьте медика, который делает искусственное дыхание рот в рот и при этом покуривает сигаретку. Нет это не комедийный фильм- это суровая реальность врача тех времён.
Искусственное дыхание было известно уже в XVIII веке, вот инструкция 1769 года:
«Сильный и здоровый человек должен впустить своё тёплое дыхание в лёгкие пациента; табaчный дым, если табак есть под рукой, необходимо ввести в рот с помощью трубки».
Зачем же останавливаться на вдувании табачного дыма в лёгкие?Два отверстия лучше, чем одно.
«Табaчный дым необходимо как можно быстрее вдуть в кишечник через зaдний проход. Две трубки нужно хорошо раскурить и применить: конец одной следует поместить в зaдний проход, а дым от второй вдувать в лёгкие».
Вот так надували бедолаг с двух сторон.
Какова же должна быть тяга к жизни, чтобы оклематься после такой-то реанимации. Ну, что нас не убивает, то делает сильнее. Уж после такого спасения что-то обязательно должно было сжиматься при виде докторов.
Для особо любознательных очень рекомендую посетить Бодлианскую библиотеку Оксфордского университета. Одна беда смеяться там нельзя, всё-таки обитель мудрости.