Продолжаем тему иркутского футбола. Пока все, кому не лень, активно обсуждают печальную часть футбольного «Зенита», который не поехал на две игры и, по сути, лишился профессионального статуса, меня волнует другое: что было сделано не так, почему такое произошло?...
Сколько команд в Иркутске закрылось, и кто скажет – почему? Никто, наверное. У нас не принято анализировать неудачи и делать выводы. Но сейчас, наверное, пора создать прецедент и попытаться понять: что же произошло с «Зенитом» и что вообще происходит в иркутском футболе? Давайте вернемся в прошлое и вспомним, как в 2008 году закрывали «Звезду». Ради этого со мной согласился встретиться и поговорить Борис Пузыня, который работал министром спорта в то время.
Я искренне убеждена: пока мы не научимся делать выводы из неудач, они будут повторяться. В футболе в основном работают одни и те же люди, которые ходят по кругу. И так как в неудачах у нас традиционно никто не виноват, то люди снова заходят на новые посты и новые футбольные проекты. И снова какие-то неурядицы…
Знаете, в чем я вижу связь той «Звезды» и нынешнего «Зенита»? Тогда клуб взял на себя завышенные финансовые обязательства, выбрав весь бюджет преждевременно, и попал в долги. И вот сейчас у «Зенита» нечто подобное: в прошлом году клуб доедал последний хлеб без соли, но, вместо того, чтобы постепенно выходить из кризиса, руководство размахнулось и пригласило восьмерых игроков… Все, деньги кончились.
А теперь – немного истории. Вспомним, как закрывалась «Звезда». Летом 2005 года вАлександр Тишанин становится губернатором Иркутской области. В то время болельщики активно обсуждали финансовые проблемы иркутской «Звезды» – футбол в Иркутске лихорадило время от времени. Но нельзя сказать, что проблемы были глобальными. Команда жила, играла, ее любили, на нее ходили. Президентом клуба был Борис Серов, при котором «Звезда» поднималась на 4-е место в первой лиге, стадион «Труд» собирал полные трибуны, при клубе работала школа «Звезда», воспитанники которой добивались успехов на самом серьезном уровне и даже играли в сборной России. Читаем Википедию:
«В 2004 году улан-удэнец и двое иркутян (воспитанников клуба) 1987 года рождения стали чемпионами России среди игроков своего возраста в составе сборной Сибири — Владимир Гранат, Алексей Ющук, Дмитрий Пытлев. В сезоне 2005 трое иркутян — Владимир Гранат, Максим Зюзин и Андрей Ещенко были приглашены в состав олимпийской сборной России. Все трое перебрались в клубы премьер-лиги и первого дивизиона, а Ещенко и Гранат играли в молодёжной сборной России. Также четверо воспитанников «Звезды» Алфёров Р., Щербаков А.,Мясников Д.,Зобнин Р.,номинировались на звание «Лучший юный игрок Восточной Сибири».
Впечатляет, да? Также у клуба была своя инфраструктура: гостиница, база «Чайка» с футбольными полями на Байкале. В общем, «Звезда» имел все, что необходимо хорошему клубу. Плюс грамотное управление. Так ли уж было необходимо все рушить?.. Губернатор Тишанин, очевидно, решил, что можно быстро заработать любовь иркутян, оказав помощь клубу. Ну, и помогал бы тому клубу, который был.
Однако все пошло интересным путем. Из Челябинска в Иркутск приехал тренер Фаиль Миргалимов на должность главного тренера. В тот же период вышел на сцену Александр Ковалев, в прошлом – тренер читинского «Локомотива».
Свое появление Александр Петрович мне лично объяснил так:
- С Тишаниным я работал раньше. Я узнал, что у вас в Иркутской области нет должности – советник губернатора по спорту. Я позвонил, предложил свои услуги, мне не отказали.
Дальнейшая политика в спорте шла в соответствии с пожеланиями советника. Не всем политика нравилась. Я помню, как перед началом хоккейного сезона болельщики на «Труде» самолично откручивали пластиковые сиденья, которые клуб отказался снять на зиму.
А что же в футболе?
Может, обидевшись на действия болельщиков и еще почему-то, но футбольный клуб, которым теперь управляли Ковалев и Миргалимов, решил с «Труда» съехать. От всего прежнего руководства клуб избавился. Тренер Олег Измайлов, президент Борис Серов остались не у дел. Была в какой-то момент закрыта и СШОР «Звезда», я точно не помню, при каких обстоятельствах это произошло. В качестве новой базы клуб облюбовал стадион «Локомотив» на Боткина, где исторически была база хоккея с мячом. Где выросли поколения…
Никогда не забуду эти фотографии – на торжественном открытии поля, застеленном газоном, который, как рассказывали в клубе, предназначался другим, но «удалось перехватить». Радость футбольных руководителей, а в стороне – дети в шлемах, в хоккейном облачении, в руках – самодельные плакаты, написанные от руки: не губите русский хоккей! Детей никто не заметил. Даже выгонять не стали. «Звезда» начала свое триумфальное шествие наверх. Кстати, тот стадион принадлежал неизвестно кому – земля относилась к железной дороге, строение не было узаконено, передать стадион в областную собственность было нельзя. Но как-то играли. В 2006 году «Звезда» досрочно выиграла турнир во втором дивизионе, болельщики восторженно качали Миргалимова. В 2007 году «Звезда» играла в ФНЛ, при этом ни одного местного воспитанника в составе уже не было. Многие до сих пор вспоминают те победные времена, а Тишанина – как лучшего футбольного губернатора, который вывел иркутский футбол на уровень. А чего не вывести, если денег много?..
Но все когда-то заканчивается. Почти одновременно кончились и деньги, и губернаторство Тишанина. «15 апреля 2008 года Владимир Путин принял отставку А. Г. Тишанина с поста губернатора Иркутской области по собственному желанию».
Но до этого было вот что. Весной 2008 года в Иркутск из Челябинска зачем-то приехал руководить клубом «Звезда» директор Александр Истомин. Неужели у нас было совсем некому? Что это был за человек, какие такие профессиональные качества его вызвали так далеко? Сие науке неизвестно. Единственное упоминание о нем в сети я нашла в своей же собственной статье за 2008 год. Других ярких достижений в спорте у этого человека, видимо, нет.
И как раз тогда, весной 2008 года, близкие к клубу люди уже открыто говорили, что денег на просмотры было потрачено столько, что уже точно не хватит доиграть сезон. Сделав свое дело, Александр Истомин уехал в Челябинск, проработав два месяца. И после его отбытия уже не скрывались финансовые проблемы «Звезды». К тому же в апреле 2008 года ушел Тишанин, который покровительствовал клубу.
Все лето прошло в мучениях, денег не хватало, команда пыталась играть, футболисты разбегались. И в 2008 году «Звезда», в истории которой было столько славных страниц, с позором закрылась. Даже не выплатив долги. Конец эпохи. А ведь мы так долго на нее ходили…
Сейчас в Википедии печальный финиш «Звезды» объясняется равнодушием властей, которые отстранились от проблем, не хотели спасать. А что, если спросить представителей той самой власти?
Борис Пузыня, который работал министром спорта в те годы, согласился встретиться и кое-что рассказать. Правда, подробностей Борис Владимирович уже не вспомнил, но общее впечатление сохранилось.
- Я пришел на должность министра спорта в 2007 году. Стал вникать в дела, в том числе и в дела футбольного клуба «Звезда». Первое, что насторожило – это смета. Вот взять БК «Иркут», за который я болею: есть профессиональный клуб, при нем есть школа, есть команда ДЮБЛ, и ребята понимают, куда им идти. В «Звезде» же все игроки были приезжие. Какой была смета? Вот правду скажу: цифр сейчас не вспомню, врать не буду. Но там были, например, запланированы предсезонный сбор в Турции, на который увозили неимоверное количество человек. Если команда – человек двадцать, то на сбор везли в три раза больше! Где они жили в пятизвездочном отеле в течение двух месяцев. И все это было заложено в смету, и все это за счет клуба. При этом команда ничего такого не показывала, а зарплаты были совершенно ненормальные. Я поставил об этом в известность губернатора Есиповского. Мы пытались «Звезду» реанимировать, назначили нового директора. Но слишком большие расходы были! Они не оправданны были! У нас нет в Иркутске такого футбола, чтобы платить такие зарплаты. Основная задача клуба в Иркутске – наигрывать своих. Можно и ставить высокие задачи, но когда уже есть своя база, школа. А не тащить сюда игроков.
- У Министерства спорта и Правительства был выбор: закрывать «Звезду» или нет? Или все было без вариантов, кончились деньги?
- А что значит – кончились деньги? Клуб же не финансировала область. Просто люди от клуба ходили и настаивали, чтобы и я, и губернатор постоянно привлекали каких-то спонсоров. Что им нужны деньги! У них то и дело возникал дефицит. Только был решен вопрос насчет денег, как тут же возникает этот выезд в Турцию! То есть, руководство исходило не из тех возможностей, что есть, а постоянно дайте, дайте, нам надо, надо, и все! Все равно был какой-то бюджет, в рамках которого надо было планировать свою деятельность, зарплаты и прочее. Но клуб не считал, что рамки у этого бюджета есть. Говорили: «Вы нам прямо обязаны еще дать!» Я помню, как Ковалев настаивал: дайте, и все! Говорил, что звонили из ПФЛ, что нельзя сниматься… Мне лично звонил Виталий Мутко, настаивал, что клуб должен продолжать играть. Но долги были такими огромными, что там реанимировать все это было невозможно.
- Почему?
- Мы приходили к потенциальным спонсорам, тому же «Иркутскэнерго», и все спонсоры первым делом просили: «Покажите смету!» И когда они видели смету «Звезды», они были в шоке: «Мы что? В Барселоне живем?» Затраты были совершенно неоправданные. На выезда отправлялось каждый раз непонятное количество людей, вся администрация клуба ездила на каждый выезд. Почему сейчас едет команда, плюс тренер, массажист, а там ехала вся «свита»?
- А ведь у «Звезды» до прихода Тишанина был свой аппарат. Как думаете, была ли необходимость убирать всех и назначать новых людей их Челябинска, Читы?
- А этим и сломали. Не было никакой необходимости. Но жили по такому принципу: поехали, потом разберемся. Тот же стадион «Локомотив» был незаконно построен и не был введен в эксплуатацию, и по сей день не введен. На нем нельзя было играть. Не лицензирован. Его не передали из РЖД в областную собственность. Деньги были потрачены огромные, а кому он остался – неизвестно. Вообще, от того периода у меня в памяти общее ощущение – только негатив. Раздувался мыльный пузырь на самом деле из ничего. Ни школы не было, ни молодежной, ни детской команды. Вертикали не было. Просто дайте, дайте! Я это воспринимал не как развитие спорта, а просто личный бизнес руководителей «Звезды».
Какие мы можем сделать из всего этого выводы? А вот какие.
Александр Ковалев в интервью мне недавно рассказал, что он не умеет работать без высоких задач. Ему не интересно выживать, он – человек с амбициями, и ему нужен хороший бюджет, чтобы приглашать хороших игроков. И что же получается?
Мы тушили пожар бензином.
Год с лишним назад, зимой 2020 года, у «Зенита» было совсем плохо с деньгами.
И, чтобы вывести клуб из кризиса, было решено пригласить Александра Ковалева. Но, позвольте, выходить из кризиса надо не вдруг, а постепенно. А Ковалев может только «вдруг». Наверное, те, кто приглашал его в клуб, должны были об этом знать? В общем, мое мнение: специалистов нужно привлекать под те задачи, которые им по силам. Если Александр Ковалев не считает для себя возможным работать в условиях «выживания», то, наверное, надо было привлекать тех специалистов, кто способен работать в разных условиях, и в скромных тоже.
И вот еще какую тенденцию я вижу. В последнее время в Иркутской области принято вместе с уходящим губернатором «хоронить» и память о нем. То есть закрывать футбольную команду, которая при нем играла. Почему только в футболе такое – я не знаю. Почему-то живут себе, слава Богу, хоккейная «Байкал-Энергия», волейбольная «Ангара» или баскетбольный «Иркут». И даже хоккейный «Ермак» живет. И никому не приходит в голову называть их командами Говорина, Тишанина, Есиповского или Левченко. А с футболом странно. Когда на грань выживания стал «Байкал», некие как бы эксперты говорили: «Почему Левченко должен содержать команду Ерощенко?!»
Дождались, пока умрет «Байкал», и открыли свою команду – «Зенит». Теперь дожидаемся, пока умрет «Зенит» Левченко, и заработает новая команда – «Байкал».
Почему это происходит?.. Наверное, из-за излишней политизированности футбола. На нем очень любят делать пиар. Но если оставить спорт вне политики, то, наверное, есть шанс прекратить гибельную тенденцию для иркутского футбола.
Пусть он поживет спокойно.