В одном крупном мегаполисе жила-была девочка. Родители назвали её София, что означает "мудрая" и не прогадали! Росла девочка спокойной, тихой, послушной, покладистой да сговорчивой. Не шалила, не баловалась. Любила сидеть в своём уголке и тихонько что-нибудь рисовать. То есть рисовать вместе с мамой она, конечно же, любила гораздо больше. Но когда мама была занята не "дёргала", не отвлекала. Садилась и сама рисовала.
Частенько она рисовала слонов. Потому что очень их любила. Так случилось, что когда она родилась, папе на работе подарили огромного, розового, плюшевого слона "на рождение дочки". И имя София начиналось на ту же букву что и Слон.
А ещё была она пухленькой. Не ребёнок, а форменный бутуз. За полноту и неспешность движений её и саму в шутку иногда тоже называли Слоном. Она не обижалась на это: знала что родители без злобы, любя, по доброму над ней просто подтрунивают.
При всей её пухлости, когда выписывали из роддома, медсёстры сказали что ножки у неё стройные, ровные, красивые будут. Даже фотомоделью назвали. Мама поблагодарила за такой комплимент, а про себя посмеялась: ну как по перетяжкам пухлого малыша можно определить какая у ребёнка фигура будет, тем более ноги? А напрасно! Жизнь показала что медсёстры в роддоме были правы и фигурка у девочки, к подростковому возрасту, действительно стала "на зависть" многим! И ножки - загляденье: ровные, стройные, красивые!
А пока девочка росла, слонов рисовала, на детской площадке с мамой гуляла, да училась себя понимать. Дело в том, что мама очень чутко прислушивалась к её лепету, старалась выполнять её желания, развивать способности, не навязывала без нужды своего мнения. И София училась у мамы "слушать себя". Уже с раннего детства она знала что фиолетовый цвет ей нравится больше других, на праздники чётко говорила какой подарок хочет получить и подолгу потом радовалась исполнению своих желаний, берегла долгожданные игрушки, не ломала, не портила их, ходила в сад с теми причёсками, которые были ей по душе... Одним словом, София была по настоящему счастливым ребёнком.
Поэтому нет ничего удивительного в том что коммуникация впоследствии стала её сильной стороной. Она знала свои силы и способности, умела объективно оценивать их границы. Соответственно, предлагала старшим помощь именно в том что могла сделать самостоятельно. Например, отнести глаженное бельё на место и аккуратно его разложить. И не лезла в те дела, которые были ей не по силам. Она умела договариваться обо всём и со всеми. Дома с родителями, в саду с воспитателями и другими детьми, на детской площадке. Из любой конфликтной ситуации ухитрялась выйти тихо, мирно и с конфеткой.
А как заразительно она смеялась в детстве! Даже самые чёрствые и равнодушные посторонние не могли сдержать улыбку, слыша её смех. Близкие же, не особо стесняясь, смеялись вместе с ней: за компанию, от полноты чувств.
Вы можете подумать что я рассказываю про какого-то не настоящего, вымышленного, золотого ребёнка. Но нет. Действительно была такая, вполне себе живая, девочка!
Росла София, росла и пришло ей время идти в 1 класс. Нельзя сказать что она очень уж рвалась в школу из детского сада. Знала что там на уроки нужно ходить, на уроках дисциплину поддерживать, домашние задания записывать. А дома потом аккуратно развешивать свою школьную форму, выполнять задания, а они бывают не всегда простыми и лёгкими. Но и против похода в школу не была: все же взрослеют, из сада в школу переходят, из школы в институт, потом на работу! А она-то не хуже других, в некоторых вопросах даже получше многих! Особенно хорошо у неё с дисциплиной было: хвалили её воспитатели, в пример озорным мальчишкам ставили. К тому же, перед школой, родители отвели её в магазин и накупили видимо-не видимо всякой одежды и обуви. Настоящей школьной формы! И блузки, и любимые ею водолазки, и юбки, и брюки, и сарафаны, даже спортивный костюм - в полоску, как она хотела, и туфельки, и кроссовки, и красивые осенние ботиночки "чтобы в школу ходить". София, как и все девчёнки, была страшной "модницей": любила примерять наряды, комбинировать, например, салатовую водолазку с зелёными колготками и такими же зелёными резиночками для волос, для того чтобы выгодно оттенить жёлтый, ещё садовский, сарафан. Самым интересным и желанным предметом, конечно же, был портфель. Фиолетовый, с единорогами, с ортопедической спинкой и кучей кармашков. К нему она подобрала такой же фиолетовый мешок для сменки: правильный, с большим отделением для уличной обуви и отделением поменьше для туфелек.
И вот, когда настало 1 сентября, она нарядная, с бантами и новым портфелем пошла первый раз в первый класс. Особого беспокойства София не испытывала. В её класс попали несколько ребят из садовской группы, с которыми у неё сложились хорошие отношения, да и с новыми ребятками она познакомилась и быстро нашла общий язык. Я же уже писала что София была коммуникабельным ребёнком? Вот тут-то её навыки ей и пригодились. Ну а как иначе? Мама готовила её к настоящей взрослой жизни и учила нужным, полезным и правильным вещам. По крайней мере тем, которым могла научить.
Учиться София стала старательно и оттого хорошо. Задания записывала, когда чего-то не понимала - уточняла у учителя или спрашивала дома у родителей. Родители были очень не глупыми людьми, а потому на многие её вопросы могли подробно и развёрнуто ответить, объяснить, привести примеры из жизни. Писать она научилась красиво и аккуратно. Читала не хуже и не лучше других. Вполне охотно, потому что мама с детства приучила её к чтению. Обсуждение прочитанных книг тоже принесло свои результаты: в отличии от многих одноклассников, София понимала о чём идёт речь, запоминала, могла пересказать прочитанное.
Но, как и любая сказка, счастливое детство Софии закончилось. Когда она, на одни пятёрки, закончила первый класс, её родители решили расстаться.
Мир рухнул, жизнь дала трещину!
Был у неё "дом", да не стало его. Ну и что, что это просто квартира в многоквартирной многоэтажке? Ощущение "я дома" появлялось только там. Ни у папиных родителей, куда они с папой перебрались, ни у мамы, куда она переехала много позже, уже такого уютного ощущения не возникало. Квартиру их сдали в аренду квартирантам. Она их видела несколько раз, когда приходила с дедушкой за оставшимися вещами.
Была у неё семья: "мама, папа, я", да не стало семьи. "Отдельно мама" или "отдельно папа с дедушкой и бабушкой" - это уже не то, не семья. Клочья какие-то, ошмётки, куски.
Было своё "личное пространство", свой уголок, с куклами, карандашами и своими девичьими "секретиками", да не стало угла. Вещи, необходимые, основные, перевезли к дедушке и бабушке в квартиру. Но они-то понятие "личное пространство" к ребёнку не применяли. Всё проверяли да контролировали: звонки, общение, переписку, домашние задания, одежду, интересы. Дедушка даже заходил в ванну и проверял как она моется: правильно или не правильно. А бабушка, каждый раз после посещения туалета, приходила вытирать попу, хотя София и объясняла что давно уже справляется с этим самостоятельно.
Была у неё жизнь: своя, простая да понятная, со своими маленькими радостями, подружками, желаниями, мечтами и планами. Да не стало той жизни, началась совершенно другая.
Окружающие взрослые были озабочены исключительно тем что семья распалась, муж с женой разводятся, столько лет вместе прожили. О Софии как-то и не думал никто особо: дитё она ещё, ничего не понимает, погрустит и забудет.
София-то не привыкла свои эмоции бурно выражать, раньше не было такой необходимости, а позже некому было научить. Вот и заперла она своё маленькое детское горе внутри. Виду не показывала: так же старалась в учёбе, так же улыбалась. А на душе "кошки скребли": скучала с папой по маме, а потом, когда к маме перебралась, по папе.
Дедушка и бабушка, на свой лад её воспитывать начали. В кружки и секции разные записали: на рисование да в футбол. Подружек подобрали "поприличнее": из хороших полных семей, с обеспеченными родителями. В гости стали их на праздники звать и к ним ходить. А от "шантрапы" всякой безродной отвадили Софию. Она девочка умненькая, целеустремлённая - ей и компания соответствующая нужна. Саму её маленькой ещё объявили, чтобы друзей себе выбирать. Мама за "кругом общения" Софии не следила никогда - со всеми дружить позволяла, вот бабушка с дедушкой и навели порядок в подружках. Они вообще считали что лучше знают чего ей нужно и чего хочется, во всех сферах жизни. А на то что София мнение своё высказывает даже внимания не обращали: вот вырастет взрослая - тогда "спасибо" скажет, а пока маленькая не следует распускать и все прихоти её исполнять.
Внешне, со стороны всё выглядело хорошо и благополучно, а в душе у ребёнка образовалась пустота. К тому же она стала часто болеть. До этого-то крепкой, здоровой девочкой росла. А тут какие-то хвори да напасти начались. Волосы выпадать стали. Дедушке с бабушкой даже пришлось её шикарную косу отстричь: одно название от той косы осталось. То упадёт вдруг София, коленку так расшибёт что ходить не может, то насморк её одолеет, то кашляет пару месяцев кряду. Стала занятия в школе пропускать. По болезни, конечно, но нагонять-то потом всё равно приходилось. Иногда ещё бабушка с дедушкой ей отдохнуть позволяли, вместо учёбы в музеи да на выставки возили, культурное образование ей давали. Но потом требовали узнать у подруг что в классе было, что на дом задали и выполнить "от и до".
Папа, первое время, с ней был, а потом работать пошёл. При маме-то он дома сидел, "на хозяйстве", как родители шутя говорили. А без мамы пришлось ему самому "кусок хлеба" себе да дочери зарабатывать. Бабушка с дедушкой хоть его и любили, но "сидеть на шее" не позволили. Быстро лень его перебороли, уход за Софией на себя взяли, а его работать пристроили в вечерне-ночную смену. Пока София в школе - папа отсыпался, а когда она приходила - на работу шёл и задерживался там до глубокой ночи, а то и до утра. Потом у папы новая любовь появилась и он почти совсем из дочкиной жизни пропал. Дедушка с бабушкой какое-то время потешили своё самолюбие, перекроили её привычки на свой лад, а потом признали "плохой и дурно воспитанной" и к маме Софию отправили.
Опять началась "новая жизнь"!
Первое время София рада была с мамой воссоединиться. Надеялась что прежняя, хорошая, детская, сказочная жизнь вернётся. Только мама по прежнему много работала, на быт и Софию времени почти не выделяла. Так что пришлось Софии по дому помогать: стирку запустить, пропылесосить, в магазин за хлебом ходить. У дедушки с бабушкой она привыкла к тому что её обслуживают, всё готовенькое подают. А тут и обед себе разогреть самой надо, и посуду за собой помыть.
Здоровье, правда, окрепло. И оценки выправились: начальную школу София отличницей закончила. Мама ей очень гордилась: хвалила, вкусняшек накупила, и при каждом удобном случае знакомым рассказывала какая дочь у неё умница растёт.
Вроде и оттаяла София душой, и к новым порядкам привыкла, но по папе всё равно очень скучала. Хотя виду старалась не подавать, чтобы не огорчать маму. Мама отказывалась о нём разговаривать, и старую "прошлую жизнь" почему-то вспоминала неохотно. А папа и не звонил почти. Через бабушку и дедушку "приветы" да гостинцы передавал. Некоторое время ещё бабушка с дедушкой звонили ей, приезжали, гостинцы от папы передавали, а потом и вовсе пропали, даже с праздниками теперь не поздравляют: то ли новые, "хорошие да правильные" внуки у них народились, то ли просто наигрались уже, для себя пожить решили, а о внучке забыли.
Мама часто повторяла что "свобода человека заканчивается там, где начинается не свобода другого". Уважала интересы, не лезла с вопросами, переписку в телефоне не читала, с кем дружить не указывала Софии.
Но Софии оказалось трудно в третий раз за свою короткую жизнь перестроиться с "одних рельсов" на другие. Она привыкла слушаться взрослых, а свои желания загонять в "дальний угол". Несколько лет ушло у неё на то чтобы снова научиться "слушать себя", перестать бояться высказывать свои желания, отучиться угождать окружающим. Ох и не простые это были годы! Плохую службу сослужила ей "смена направлений" в воспитании.
В школе, после начальных классов, детей разделяли "по профилям". Экзамены, на все профили, по настоянию мамы, София сдала, к тому же блестяще. Вот только определиться со своими интересами самостоятельно не смогла, а мама, как обычно, не сочла нужным навязывать своё мнение. Поэтому София выбрала профиль "за компанию с подружками". Не рисование, которым увлечена была с детства и которое ей давалось лучше других, а английский язык: модно, перспективно, по словам бабушки с дедушкой, да и подружки туда собирались.
К сожалению, таких любителей "модного и перспективного" оказалось слишком много, поэтому подружки оказались в другом классе. А София, порядком утратившая былую коммуникабельность, была вынуждена выстраивать новые отношения с новыми одноклассниками. Много в классе оказалось зазнаек, много "блатных", за которых мамы-учительницы прибегали просить, а ещё больше просто богатых: с новыми айфонами, нянями да репетиторами по всем предметам. И завидно было Софии и обидно, и молчать-терпеть злые шуточки да мелкие пакости не всегда хватало душевных сил. Несколько лет прошло, много классных руководителей сменилось, несколько самых отъявленных заводил конфликтов в другие школы ушло, пока класс сдружился и каждый занял в нём "своё место".
А ведь был такой период, когда София даже учиться не хотела. Пропала мотивация к учёбе и всё тут. На тройки-двойки съехала, уроки прогуливать начала, с плохой компанией связалась, волосы свои шикарные налысо сбрила. Хорошо, мама вовремя заметила, спохватилась, свои приоритеты поменяла, с работы ушла да воспитанием дочки занялась. По капельке мотивацию восстанавливала: за каждую пятёрку хвалила, цели небольшие, достижимые ставила и поощряла за них, простые дела по дому поручала и искренне радовалась что Софии удалось их выполнить. Зато теперь София - почти отличница, победитель и участник олимпиад и конкурсов разных, помощница по дому "золотые ручки", ответственный и целеустремлённый человек. И подружек себе под стать собрала: умненьких, целеустремлённых, трудолюбивых. Сама таких выбрала - умеет в людях разбираться, научилась уже, знает от кого чего ожидать можно.
А чего ещё можно пожелать, когда жизнь - сказка, дочь - принцесса, а квартира - дворец?
Навигация канала здесь
Копилка автора тут