Найти тему
WorldNews

Байден поддерживает Тайвань, но некоторые призывают сделать более четкое предупреждение Китаю.

По мере того как Китай становится сильнее и смелее, некоторые эксперты хотят положить конец многолетней политике Вашингтона «стратегической двусмысленности».

Фотографии президента Тайваня Цай Инвэня и лидера Китая Си Цзиньпина, сделанные в прошлом году в Тайбэе. Американские официальные лица предупреждают, что Китай становится все более способным вторгнуться на демократический остров
Фотографии президента Тайваня Цай Инвэня и лидера Китая Си Цзиньпина, сделанные в прошлом году в Тайбэе. Американские официальные лица предупреждают, что Китай становится все более способным вторгнуться на демократический остров

ВАШИНГТОН. Если что-то может превратить глобальную борьбу за власть между Китаем и Соединенными Штатами в настоящий военный конфликт, говорят многие эксперты и официальные лица администрации, так это судьба Тайваня.

Пекин усилил военное преследование территории, которую он считает незаконной, включая угрожающие полеты 15 китайских боевых самолетов возле его берегов в последние дни. В ответ официальные лица администрации Байдена пытаются откалибровать политику, которая защищает демократический, богатый технологиями остров, не разжигая вооруженный конфликт, который был бы катастрофическим для всех.

В соответствии с давней, и как известно, запутанной - политикой, проистекающей из американской позиции «одного Китая», которая поддерживает Тайвань, не признавая его независимостью, Соединенные Штаты оказывают политическую и военную поддержку Тайваню, но не обещают явно защищать его от китайского нападения.

Однако по мере того, как мощь и амбиции Китая растут, а Пекин оценивает Вашингтон как ослабленный и рассеянный, ведутся дебаты о том, следует ли Соединенным Штатам взять на себя более четкое обязательство по защите острова, отчасти для того, чтобы снизить риск просчета Китая, который может привести к нежелательной войне.

Дебаты отражают ключевую внешнеполитическую проблему, с которой столкнулась администрация Байдена, разрабатывающая свою более широкую азиатскую стратегию. В Белом доме, Госдепартаменте и Пентагоне, которые пересматривают свою военную позицию в Азии, официальные лица пересматривают основные принципы американской стратегии для новой и более опасной фазы соперничества с Китаем.

Американские официальные лица предупреждают, что Китай становится все более способным вторгнуться на островную демократию с населением почти 24 миллионов человек, расположенный примерно в 100 милях от побережья материкового Китая, статус которого одержим Пекином с тех пор, как китайские националисты отступили и сформировали там правительство после коммунистов 1949 года революция.

В прошлом месяце военный командующий Индо-Тихоокеанского региона адмирал Филип С. Дэвидсон описал то, что он считает риском того, что Китай может попытаться вернуть Тайвань силой в течение следующих шести лет.

Соединенные Штаты давно не желают говорить, как они отреагируют на такое нападение. Хотя Вашингтон поддерживает Тайвань дипломатическими контактами, продажей оружия, твердым языком и даже случайными военными маневрами, нет никаких гарантий. Никакие заявления, доктрины или соглашения о безопасности не заставляют Соединенные Штаты прийти на помощь Тайваню. Закон Конгресса 1979 года гласит только, что «любые попытки определить будущее Тайваня иными средствами, кроме мирных» будут вызывать «серьезную озабоченность Соединенных Штатов».

Результат известен как «стратегическая двусмысленность», тщательный баланс, направленный как на то, чтобы не спровоцировать Пекин, ни на то, чтобы Тайвань официально объявил о своей независимости, что могло бы привести к китайскому вторжению. Официальные лица администрации Байдена, формулирующие свою политику в отношении Китая, уделяют особое внимание Тайваню и пытаются определить, достаточно ли стратегической двусмысленности для защиты все более уязвимого острова от замыслов Пекина. Но они также понимают, что американцы могут отрицательно относиться к новым, далеким военным обязательствам после двух десятилетий кровавого и дорогостоящего конфликта на Ближнем Востоке. Вот почему в прошлом месяце адмирал Дэвидсон вызвал удивление, когда в ходе допроса признал, в отличие от стандартных правительственных сообщений, что политику «следует пересмотреть», добавив: «Я с нетерпением жду разговора». «Я думаю, что произошел сдвиг в мышлении людей», - сказал Ричард Н. Хаасс, бывший директор по планированию политики в Государственном департаменте при президенте Джордже Буше, а ныне президент Совета по международным отношениям. «То, что вы видели за последний год, - это рост обеспокоенности в Соединенных Штатах по поводу Тайваня». Он описал ощущение, что «эта деликатная ситуация, которая, казалось, успешно управлялась или исправлялась на протяжении десятилетий, внезапно люди осознали возможность того, что эта эпоха подошла к концу». Г-н Хаасс помог завязать разговор на эту тему в прошлом году после публикации эссе в сентябрьском номере журнала Foreign Affairs, в котором говорилось, что стратегическая двусмысленность «исчерпала себя». «Пришло время Соединенным Штатам ввести политику стратегической ясности: такую, которая ясно дает понять, что Соединенные Штаты ответят на любое применение силы Китаем против Тайваня», - написал Хаасс со своим коллегой Дэвидом Саксом. Г-н Хаасс и г-н Сакс добавили, что китайский лидер Си Цзиньпин может поставить под сомнение готовность Америки защищать свои союзы после четырех лет правления президента Дональда Трампа, который выступал против «бесконечных войн» и открыто ставил под сомнение отношения и обязательства по безопасности. Они утверждали, что, более четкое обещание было бы безопаснее. «Такая политика снизит вероятность просчета Китая, который является наиболее вероятным катализатором войны в Тайваньском проливе», - писали г-н Хаасс и г-н Сакс. В последние месяцы эта идея набирает обороты, в том числе на Капитолийском холме.

 Администрация Байдена пытается откалибровать политику, которая защищает демократический, богатый технологиями остров, не разжигая катастрофический вооруженный конфликт.
Администрация Байдена пытается откалибровать политику, которая защищает демократический, богатый технологиями остров, не разжигая катастрофический вооруженный конфликт.

Сенатор Рик Скотт, республиканец от Флориды, внес на рассмотрение законопроект, который разрешает президенту предпринимать военные действия для защиты Тайваня от нападения Китая, что больше не делает двусмысленные намерения Америки. Когда г-н Хаасс давал показания в прошлом месяце перед комиссией Комитета по международным отношениям Палаты представителей по Азии, его забросали вопросами о том, как сдержать китайскую угрозу Тайваню.

Выступая в феврале на мероприятии, организованном The Washington Post, Роберт М. Гейтс, бывший министр обороны и ЦРУ. Директор, работавший при президентах обеих партий, включая Буша и Барака Обаму, назвал Тайвань стороной американо-китайских отношений, которая его больше всего беспокоит.

Гейтс сказал, что, возможно, пришло время отказаться от нашей давней стратегии стратегической двусмысленности в отношении Тайваня.

У этой идеи появился еще один маловероятный сторонник, когда бывший член парламента Барни Франк, демократ из Массачусетса и давно занимающийся военными вопросами, в своем эссе в газете Hill в прошлом месяце заявил, что с точки зрения прав человека Соединенные Штаты должны гарантировать процветающую азиатскую демократию. Защиту от «насильственного погружения в бесстыдно жестокий режим, который демонстрирует отрицание основных прав человека».

Франк назвал «невосприимчивость Китая к любым другим соображениям», кроме силы, причину «спасти 23 миллиона тайваньцев от потери своих основных прав человека».

Несмотря на ограниченную ценность в территориальном отношении, Тайвань в последние годы также приобрел большее стратегическое значение как один из ведущих мировых производителей полупроводников - высокотехнологичного эквивалента нефти в нарождающемся суперкомпьютерном противостоянии между США и Китаем, которому предстоит столкнуться-дефицит поставок микрочипов.

Сочетание этих факторов побудило администрацию Байдена продемонстрировать поддержку Тайваню, которую некоторые эксперты называют на удивление убедительной.

Когда Китай направил десятки боевых самолетов над Тайваньским проливом через несколько дней после инаугурации г-на Байдена в январе, Государственный департамент опубликовал заявление, в котором провозгласил «твердую» приверженность Америки острову. Г-н Байден поднял тему Тайваня во время телефонного разговора с г-ном Си в феврале, а государственный секретарь Энтони Дж. Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан выразили обеспокоенность по поводу острова во время встречи в прошлом месяце в Анкоридже с двумя высокопоставленными китайскими чиновниками.

«Я думаю, что люди наклоняются назад, чтобы сказать Китаю:« Не прогадайте - мы решительно поддерживаем Тайвань », - сказала Бонни Глейзер, директор проекта China Power в Центре стратегических и международных исследований.

Глэйзер сказала, что была удивлена ​​ранним подходом команды Байдена к Тайваню, который до сих пор поддерживал усиленную политическую поддержку острова администрацией Трампа - позицию, которую некоторые критики назвали чрезмерно провокационной. Она отметила, что г-н Блинкен недавно в телефонном звонке призвал президента Парагвая поддерживать официальные отношения его страны с Тайванем, несмотря на давление со стороны Пекина, и что посол США в Палау, государстве архипелага в западной части Тихого океана, недавно присоединился к дипломатической делегации, из этой страны в Тайвань.

«Это действительно выходит за рамки обычной дипломатической практики», - сказала Глейзер. «Я думаю, это было довольно неожиданно».

Но Глейзер не поддерживает более явную приверженность США защите Тайваня. Как и многие другие аналитики и американские официальные лица, она опасается, что такое изменение политики может спровоцировать Китай.

«Может быть, тогда Си будет загнан в угол. Это действительно может заставить Китай принять решение о вторжении », - предупредила она.

Другие опасаются, что конкретная гарантия безопасности Америки подтолкнет тайваньских лидеров к официальному провозглашению независимости - акт, который, каким бы символическим он ни казался с учетом 70 с лишним лет автономии острова, пересечет четкую красную черту для Пекина.

«Независимость Тайваня означает войну», - заявил в январе официальный представитель министерства обороны Китая У Цянь.

Некоторые аналитики говорят, что администрации Байдена, возможно, удастся сдержать Китай, не провоцируя его, с помощью более решительных предупреждений, которые не содержат явного обещания защитить Тайвань. Официальные лица США также могут делать частные предупреждения Пекину, которые не ставят г-на Си под угрозу публично потерять лицо.

«Нам просто нужно, чтобы Китай понял, что мы встанем на защиту Тайваня», - сказал Элбридж А. Колби, бывший заместитель помощника министра обороны по стратегии и развитию сил при Трампе.

Соединенные Штаты уже давно поставляют Тайваню военную технику, включая продажу оружия на миллиарды долларов при администрации Трампа, в том числе истребители и ракеты класса "воздух-земля", позволяющие тайваньским самолетам наносить удары по Китаю. Такое оборудование призвано уменьшить потребность Тайваня в американском вмешательстве, если он подвергнется нападению.

Но г-н Колби и другие говорят, что Соединенные Штаты должны разработать более надежный военный сдерживающий фактор в Тихоокеанском регионе, чтобы соответствовать недавним достижениям китайских вооруженных сил.

Давая показания в Комитете Сената по вооруженным силам в прошлом месяце, Х.Р. Макмастер, советник Трампа по национальной безопасности, сказал, что нынешней двусмысленности достаточно.

«Послание Китаю должно быть таким:« Эй, вы можете предположить, что Соединенные Штаты не ответят »- но это было предположение, сделанное в июне 1950 года, когда Северная Корея вторглась в Южную Корею», - сказал Макмастер.