Вадим Перельман («Измены», «Дом из песка и тумана») сваял печальную сказку о заколдованном стражнике и его пленнике, который выучился говорить на выдуманном языке и совершенно один вызволил сотни бедолаг из темниц на волю.
Традиция написания статей о Холокосте почти обязывает меня не теряя более строчек, написать «suum cuique» и дать небольшую историческую справку о Бухенвальде и творившихся в нем бесчинствах. Традиция, от которой я предпочту отойти ненадолго, так как ничего нового сказать не в силах. Как впрочем и режиссёр картины «Уроки Фарси», но если мое безмолвие вполне объяснимо, то что же мешало Вадиму Перельману при активном содействии одного из самых одарённых российских операторов Владислава Опельянца создать и показать нам фантасмагорию ужаса и страданий, которые итак ни на йоту не приблизились бы к правде, которой будоражит нас кинохроника?
Ответ заложен в вопросе. «Уроки Фарси» это, вопреки названию, не урок, не поучение или доходчивое объяснение случившегося, а сказка.
/ Источник
Да, здесь благородные рыцари не бьются за честь дамы сердца и драконьи всадники не плавят каменные крепости, но ведь все перечисленное лишь артефакты, которые придуманы для того чтобы попытаться нормализовать запредельный уровень «структурной пластичности», размывающий и без того зыбкие грани сказки. Иными словами, артефакты не определяют жанровую принадлежность, а ограничивают ее в определенных рамках.
/ Источник
В роли главного антагониста - недавний император Ларс Айдингер
«Уроки Фарси» во многом следуют сказочному канону: вот бельгийский еврей падает наземь и притворяется мертвым, спустя мгновение в него готовятся выпустить обойму и Жуль, вновь рискуя быть убитым называется персом. Дважды обманув непреклонную судьбу, Жуль оказывается в руках немецкого шеф-повара, который грезит после войны попасть в Тегеран и открыть свой собственный ресторан, он жадно ищет человека, который научит его фарси.
/ Источник
Землистые кадры, пропитанные густой и угрюмой пастелью, словно туманом и плесенью, неторопливая съемка и рассвет нашедший отражение в запотевшем объективе влекут эту историю куда-то вдаль от войны. Вы будто смотрите на происходящее сквозь мутное стекло, сквозь витражи которые лгут вам и приглушённый звук печей и вопли заключённых концлагеря, как-будто вас не касаются, но это вовсе не значит, что они не тронут вас.
В главной роли - Науэль Перес Бискаярт
«Каждому своё» - эталонное воззвание справедливости - именно эта фраза была начертана над воротами лагеря смерти Бухенвальд и сложно представить место где бы она была неуместной. Действительно, в итоге каждый получает то что заслуживает: палачи, заставившие молчать миллионы теряют голос, а тысячи страдальцев обреченных на забвение в огне, обретают слово в устах одного человека.
/ Источник