Найти тему
Igor Karpov

Модест Петрович Мусоргский "Рассвет на Москве-реке". Вступление к опере "Хованщина"

Симфонический оркестр Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова. Худ. рук-ль и гл. дирижер - лауреат междунар. фестивалей и всеросс. конкурсов И.И. Новиков. Отчетный концерт струнного и духового отделений НМК им. А.Ф. Мурова, г. Новосибирск, 13.05.2015г

Модест Петрович Мусоргский. Вступление к опере "Хованщина". Рассвет на Москва-реке.Концерт "Право голоса", 04-2016г

Что-то роковое тяготело над Модестом Мусоргским, одним из, самых гениальных русских композиторов, ни одна его опера не была им закончена при жизни автора. «Саламбо» так и осталась незавершенной, «Женитьба» была досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. А. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. А. Кюи. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) Н. А. Римский-Корсаков.

«Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями Стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. Другой претендент на трон – князь Голицын, европейского склада человек, цепляющийся, вместе с тем, за старину. Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра.

В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении Петровских войск остаются только обгорелые руины.

Хованщина - последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского. При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. Первая постановка оперы была произведена в 1886 году в Санкт-Петербурге. Одна из самых известных первых постановок - это конечно же в Русской частной опере С.И. Мамонтова с Федорым Шаляпиным в главной роли (Дирижёр Е. Д. Эспозито).

Почему композитор решил посвятить оперу одному из страшных, кровавых периодов истории России? Стрелецкому бунту 1682г? Окончив первую редакцию " Бориса Годунова ", на волне творческого подъема, Мусоргский искал новый оперный сюжет. Работа же над "Хованщиной" растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена.

Проблематика раскола и стрелецких бунтов буквально носилась в воздухе в литературе и живописи в то время. Тогда же возникают картины Сурикова "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова", "Никита Пустосвят" Перова, роман "Великий раскол" Д. Мордовцева. Мусоргский внимательно следил за всеми литературными и историческими событиями своего времени. Он собирал материал с энтузиазмом и дотошностью подобно настоящему ученому. Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой. Ему предстояло сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, и снабдить их подобающей социальному рангу, воспитанию и темпераменту каждого речью. Как известно, оперная драматургия требует лаконизма, плотности фабульной канвы, и Мусоргскому пришлось объединить события двух, даже трех стрелецких бунтов — 1682, 1689 и 1698 годов.

Мусоргский — прирожденный трагический художник. Едва ли не все действующие лица "Хованщины" внешне рельефны, выпуклы и внутренне сложны, многозначны.

В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные социальные слои — стрельцов, раскольников, московский люд.

Проникновенно-трогательный хор "Батя, Батя, выйди к нам" — одна из лучших, наиболее волнующих страниц оперы. Еще смиреннее звучит тихая молитва стрельцов "Господи, не дай врагам в обиду", которую они поют под занавес. Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ — Марфа. Недаром именно "любовное отпевание" и сцена гадания были музыкальными "первенцами 'Хованщины" Мусоргский как бы увеличительным стеклом высветил нравственную чистоту Марфы партией Досифея: "дитя ты мое болезное", "касатка моя" зовет ее неизменно сдержанный и строгий Досифей, причем его ласкательные обращения овеяны искренним, мягким лиризмом.

Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те — иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего — хранительница семейных устоев. Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы.

Начало XX века, когда умами многих выдающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочили как оперу, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции.

Опера Мусоргского «Хованщина»

https://www.belcanto.ru/hovan.html

Хованщина - последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского.

https://yandex.ru/turbo/operaguide.ru/s/russian-opera/174-mussorgsky/236-khovanshchina.html