Отношение к кошкам в человеческой истории никогда не было однозначным и ровным. Они то обожествлялись, то объявлялись воплощением зла, то представляли собой очень сложный мифологический персонаж без яркого позитивного или негативного характера. С самого начала сегодня взаимодействия с человеком. Давайте попробуем проследить историю кошки в мифологии разных народов, и начнем, конечно же, с Египта.
Здесь все понятно - аграрная революция, начало активного земледелия и необходимость сохранять значительные запасы зерна продолжительное время. До этого момента взаимоотношения человека с кошкой были никакими. Возможно, какие-то кошачьи и бродили вокруг костров первых человеческих поселений, но ни люди, ни коты не были друг в друге заинтересованы. То ли дело - собаки - это и помощь в охоте, и охрана от диких животных. А коты что? Своенравные и в принципе бесполезные существа. Так продолжалось ровно до момента, когда человек перестал бегать по лесам за добычей и стал возделывать землю и выращивать урожай.
Началось противостояния с грызунами - вредителями. И здесь на помощь пришли именно кошки. Началась история приручения человеком кошки и кошкой - человека.
Понятное дело, что в той же древнеегипетской культуре кошку обожествляли. Богиня любви, красоты и плодородия - Баст или Бастет - представлялась в обличии домашней кошки. Но и ее противиположность - богиня зла и войны Сехмет представала в виде грозной львицы.
Кот защитник был верным спутником и одного из главных богов египтян - Ра. Кот сопровождал бога по небесному склону. побеждал зловещего змея по имени Апоп и, собственно, только благодаря ему, каждый день вставала новая заря.
О том, как боготворили кошек древние египтяне, какие драгоценные украшения дарили своим любимицам, как наказывали обидчиков кошек и как скорбели в случае потери питомца - известно всем.
В скандинавской мифологии кошки были верными спутниками богини Фреи. Она каталась на колеснице, в которую были запряжены два великолепных кота (говорят, что именно они стали прародителями известной сейчас породы норвежских лесных котов).
А вот представление кота в мифологии славянской было совсем не однозначным. Все мы, наверное, знаем о персонаже Кот - Баюн, на основании которого Александр Сергеевич Пушкин создал своего Кота Ученого, который ходит по цепи кругом. Так вот, этот Баюн играл роль двоякую. Своим громким голосом он мог как навредить человеку, заговорить его, так и излечить от опасной болезни. Страшен он был тем людям, которые пасовали перед его силой. А вот храбрецам, которые могли достойно выдержать общение с котом, своими сказками он помогал.