Многим семьям знакомы проблемы со школьным домашним заданием. Но мало кто задумывается о его влиянии на характер будущего взрослого. Поговорим о последствиях различных подходов родителей к этому вопросу.
Уговаривая маленького ребёнка пойти в детский сад или школу, многие родители произносят великолепную с точки зрения воспитания фразу:
«Папа и мама ходят на работу. Это – наша обязанность. А для тебя сейчас работа – это ходить в садик/школу».
Используется пример отношения к обязанностям самых близких людей. В этом возрасте ребёнок склонен копировать поведение. На первом месте среди образцов – семья. Именно отношение мамы и папы, бабушки и дедушки, старших братьев и сестёр к друг другу или различным ситуациям определят привычные сценарии поведения на многие годы.
«У нас дома всегда так делали!»
3 функции
Но давайте вернёмся к домашнему заданию. У него есть три важные функции:
- Закрепление знаний и навыков . Всё очевидно. «Повторение – мать учения».
- Приучение к ответственности . Результат отношения к данному заданию настигнет в виде оценки. Хочешь успеха – выполняй порученное.
- Приучение к самостоятельности . Ребёнок должен выполнять задание без контроля со стороны учителя. Мне поручили – я выполню.
Искажения
Как же влияют на выполнение этих функций домочадцы? Хорошо, если поддерживают в стремлении выполнить задание . Но иногда бывают перекосы.
- «Сделаю за тебя» . Выполняя за ребёнка его задание, мы вырабатываем привычку в будущем а) зависеть от посторонней помощи, б) сбрасывать работу на коллег.
- «Сделай абы как» . Это приучает к недобросовестности, формализму. Следом за ними могут прийти халатность и подлог со всеми вытекающими последствиями.
- «Дурное задание» . Время, затраченное на эмоциональное обсуждение важности задания, отодвигает окончание работы. Кроме того, формирует неприятие решений учителя. Исполнитель ставит себя выше руководителя, приобретает завышенную самооценку.
- «Сделаешь при мне» . Оборотная сторона избыточного контроля в неожиданном выводе: без надзора можно ничего не делать.
- «Можешь не делать» . Позволяя не выполнять задание можно воспитать жуликоватую натуру, пренебрегающую правилами и требованиями.
Ключевое слово
В данном случае это – ЗАДАНИЕ. Пока оно исходит от учителя. Но пройдёт всего несколько лет, и задачи будет ставить непосредственный руководитель. А оценивать рублём. Или местом в компании. Так выработанное с детства отношение к выполнению заданий будет влиять на судьбу человека.
Разбирая служебные конфликты, мне часто доводилось слышать фразу:
«Почему нельзя ПРОСТО РАБОТАТЬ?!»
Как правило, требовалось только выполнить задание . Мешали это сделать попытки хитрить, уйти от ответственности, создавать оппозицию начальству, не выполнять свои обязанности в полной мере. И часто у этой привычки были «семейные корни». Чтобы этого избежать, полезно своевременно приучать ребёнка к правилу: задание должно быть выполнено . Впрочем, выбор за вами.