К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского
В 1970-е годы воображение советского зрителя уже успело привыкнуть к факту присутствия произведений великого русского писателя на театральной сцене. Появление каждой новой версии (а их было немало - от "Петербургских сновидений" Ю. Завадского (1969) до "Преступления и наказания" Ю. Любимова (1979)) воспринималось естественно, как новая постановка каждой пьесы. Инициатива создания инсценировки "Братьев Карамазовых" специально для Анатолия Эфроса принадлежала Виктору Розову -- известному и востребованному в то время драматургу, уже работавшему с Эфросом ранее в Центральном Детском театре.
Если быть точнее, "Брат Алёша" -- не столько #инсценировка, сколько самостоятельная, авторская пьеса на основе одной линии романа ("Мальчики"). Театровед М. Туровская пишет: "Идея пьесы на основе одного только эпизода, вычлененного из могучего организма "Карамазовых", могла показаться дерзкой и даже кощунственной". Тем не менее, именно она была принципиальна для Розова -- с его генеральной темой молодого поколения, права мальчишек на счастье и истину. Ведь #Розов начинал с "молодёжных" пьес, где анализировал противоречия поколения, только-только вступающего в жизнь... и "розовские мальчики" были правы в своём бунте против косности и догматизма старших.
Премьера спектакля состоялась в Театре на Малой Бронной в феврале 1972 года, и произвела ошеломляющее впечатление "обнажённым, кричащим психологизмом". Не было ни Ивана, ни его знаменитых монологов, но подтекст -- о слезинке ребёнка и разбитой гармонии -- читался со всей очевидностью. Отсутствовала инфернальность и богоискательство, но были гордость, стыд, любовь, жестокость, надрыв и высота духа "униженных и оскорблённых"... и ещё -- патетическая вера в святое право детства. Камерный #спектакль, как ни удивительно, вполне соответствовал философскому масштабу Достоевского. Художник (В. Паперный) возвёл на пустой сцене скелет куба, в нём -- колокол, в память о монастыре. Выгородки из двух стен за счёт вращения куба являли залу то бедную избу капитана Снегирёва, то комнату Лизы Хохлаковой, прикованной к инвалидному креслу. Действие сопровождала музыка И. Стравинского...
"В один из вечеров в театр пришел Бондарчук. Когда по окончании спектакля он поднялся в гримуборную, он был весь сбитый. Сел на стул. Долго молчал. А потом произнес: "Спектакль потрясающий, но, братцы, нельзя же так: воткнуть нож и держать. Дайте зрителям выдохнуть" (Из воспоминаний Льва Дурова)
Прошли десятилетия... Но #пьеса "Брат Алёша" не забыта и по сей день. В Москве её можно посмотреть на сцене "Мастерская" Нового драматического театра.
Рассказывает актриса Наталья РАССИЕВА:
В самом начале работы над пьесой, сразу после читки режиссёр спектакля Татьяна Розова (дочь Виктора Розова) посадила всех нас, участников спектакля, полукругом -- и попросила каждого высказать свои впечатления от пьесы. И здесь никого не надо было тянуть за язык: все говорили очень тепло, эмоционально, искренне -- каждого этот материал затронул лично. Оно и понятно: детская тема, так умело выделенная Розовым из огромного романа, не может оставить равнодушным никого. Меня лично особенно поразило, что ребёнок Илюша Снигерев так мучается из-за того, что причинил боль собаке. Даже близкая смерть не страшит его так и не мучает, как терзания совести и жалость к беззащитному существу, к которому он был жесток. Тема раскаяния, любви, человечности, доброты звучит особенно пронзительно в контексте несчастной искалеченной детской жизни, тем более такой короткой. Стоит ли хоть что-то в нашем взрослом мире слезинки ребёнка? Конечно, нет. Когда мы, наконец, как общество, найдём способ существования, соответствующий этой "заповеди" -- бог весть! Но, может, тогда и войны прекратятся, и восторжествует разумное и доброе?
Как работалось?.. Легко и весело! Таня Розова -- прелестный, талантливый человек (достойная дочь своего отца), репетировала с нами очень толково и быстро. Она уже ставила эту пьесу со своими студентами в театральном институте. Успешный студенческий спектакль увидел Вячеслав Васильевич [Долгачёв ] и пригласил Таню к нам. По сути, это был перенос спектакля на сцену нашего театра с новыми исполнителями. Поэтому все шло, повторюсь, быстро, весело и толково. У нас была замечательная художник по костюмам, Мария Кузнецова. Если у спектакля и есть свой стиль, то во многом благодаря костюмам. Практически всё из подбора, но как красиво и выразительно получилось!
А роль Хохлаковой -- это подарок мне, что говорить! Женщины Достоевского... с ними не соскучишься: эксцентричны, истероидны и красноречивы все без исключения. И любимое выражение Хохлаковой: "Это ужасно! Ужасно!" -- из лексикона моей мамы, на все лады и по разным поводам. Так и хочется возразить цитатой из "Дяди Вани" Чехова: "И ничего нет ужасного, маман. Пейте чай. "
КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН на спектакль "Брат Алёша" (12+)
Заказ билетов по телефону +7 (499) 182-03-47
Наш адрес: Москва, ул. Проходчиков, д. 2
Друзья, подписывайтесь на нас, читайте, смотрите наши весёлые скетчи в ТикТок и обязательно приходите на спектакли! Мы находимся вовсе не так далеко от центра Москвы, как многие думают! 😎 всего 15 минут от метро ВДНХ, если нет пробок!) Ждём вас!