Найти тему
Блокнот мамы

Мы танцуем, мы рисуем, мы ходим на футбол. Как забота мы-родителей ведет к несамостоятельности и безответственности детей

Оглавление
Дать руку помощи или не отпускать от себя ни на шаг - разные вещи
Дать руку помощи или не отпускать от себя ни на шаг - разные вещи

Сегодня хочу написать на тему мы-родителей.

Хотя мои дети уже давно вышли из младенческого возраста, мне часто приходится слышать разговоры мам,в которых местоимением "мы" обозначаются их действия вместе с ребенок.

Например "мы ходим на танцы", "мы учим уроки", "мы занимаемся в бассейне".

Фразы режут слух. Не может один человек говорить так про другого. Ведь танцами занимается не родитель, а ребенок. Уроки учит ребенок. И в бассейне плавает тоже ребенок.

Какой путь в жизни выберет ребенок, если он не привык делать что-то сам?
Какой путь в жизни выберет ребенок, если он не привык делать что-то сам?

Последствия объединения

Поскольку тема мне близка, было интересно покопаться в истоках почему же современные мамы так любят отождествлять свои действия с действиями детей. Интересно было узнать есть ли в этом положительные стороны. А если их нет, то каковы последствия такого объединения.

"Мы занимаемся в музыкальной школе", "мы ходим к репетитору по английскому", "мы занимаемся художественной гимнастикой". Психологи утверждают, что такое поначалу милое и мимимишное "мы" возникает в отношениях между мамой и ребенком чуть ли не на этапе беременности. У кого-то раньше, у кого-то позже, но возникает.

Пока ребенок маленький это не вызывает никаких последствий с точки зрения формирования его личности и самостоятельного поведения. Все вокруг считают деточку крайне милым существом. И этого порой бывает достаточно, чтобы ребенок не обращал внимания на формат к нему обращения.

Пока дети маленькие, присутствие мамы рядом для них очень важно
Пока дети маленькие, присутствие мамы рядом для них очень важно

Когда уже пора сказать нет

Отказаться от "мыкания", по мнению психологов, пора детским годам к трем. В это время случается пресловутый кризис трех лет. Ребенок желает быть более самостоятельным. Вот только мамы не всегда бывают готовы к этому и упорно продолжают гнуть свою линию.

Про себя скажу, что точно не помню, когда стала задумываться и буквально ловить себя на слове при очередной попытке сказать "мы" относительно поведения дочерей. Но сейчас, когда одной 8, другой 10 лет, окончательно и бесповоротно обрубаю всяческие попытки сказать "мы пойдем в музыкальную школу" или "мы будем делать уроки".

Навык самостоятельного выполнения уроков прививает ответственность
Навык самостоятельного выполнения уроков прививает ответственность

Еще не читая умных психологов, задумалась, что есть в этой фразе что-то меня отталкивающее. Сделала для себя вывод, что раз хочу воспитать в детях самостоятельность, то и говорить нужно про них самих, а не про меня вместе с ними.

Получается не у всех

Психологи подтверждают, что получается отделиться от собственного чада далеко не у всех. А потом в начальной школе начинаются жалобы, что ребенок ничего самостоятельно сделать не может - ни уроки как следует в дневник записать, ни расписание свое запомнить, чтобы куда надо приходить вовремя.

А зачем ему это делать? Ведь мама с ним заодно. Он не сделает, так пусть мама справляется. Иначе какое-то это неправильное "мы" получается.

Дальше, к сожалению, больше. Кое-кто готов поддерживать тему и утверждать "мы будем поступать" вплоть до института.

Минусы в разговорах

Предположу, что с возрастом отождествление ослабевает и фразы с "мы" говорится по инерции. Но если нет?

А если нет, то есть несколько негативных последствий для личности подрастающего поколения. Назову пока что два, с которыми полностью согласна.

Минимизация своей ответственности. Об этом я писала выше. С одной стороны, для человека любого возраста важна поддержка и ее надо оказывать. С другой, мы же не сядем с ребенком за парту в школе. Мы не напишем за него предложение в тетрадь. Хотя можем, конечно, но не должны этого делать. Постоянное "мы" не позволяет маленькому человеку провести границы между тем, что следует делать ему самому, и тем, в чем ему реально следует помогать.

Отсутствие своей практики принятия решений. Ну скажите, зачем ребенку, у которого есть надежная опора в виде вездесущей мамы, что-либо решать. Она сама все решит. А потом такая мама удивляется и почему это ребенок не может определиться, кем ему быть, какую профессию выбрать.

Мы не узнаем, чего хочет ребенок, если не дадим ему возможность заявить о своих желаниях
Мы не узнаем, чего хочет ребенок, если не дадим ему возможность заявить о своих желаниях

Да, дети в не в состоянии просчитывать риски и последствия. Однако вполне в состоянии сказать, что нравится, а что нет. И в состоянии объяснить почему.

А это уже навык выбора. И навык формулировки решения, который в жизни больше пригодиться, нежели привычка полагаться на кого-то.

Делитесь своим мнением в комментариях.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.