Сегодня хочу написать на тему мы-родителей.
Хотя мои дети уже давно вышли из младенческого возраста, мне часто приходится слышать разговоры мам,в которых местоимением "мы" обозначаются их действия вместе с ребенок.
Например "мы ходим на танцы", "мы учим уроки", "мы занимаемся в бассейне".
Фразы режут слух. Не может один человек говорить так про другого. Ведь танцами занимается не родитель, а ребенок. Уроки учит ребенок. И в бассейне плавает тоже ребенок.
Последствия объединения
Поскольку тема мне близка, было интересно покопаться в истоках почему же современные мамы так любят отождествлять свои действия с действиями детей. Интересно было узнать есть ли в этом положительные стороны. А если их нет, то каковы последствия такого объединения.
"Мы занимаемся в музыкальной школе", "мы ходим к репетитору по английскому", "мы занимаемся художественной гимнастикой". Психологи утверждают, что такое поначалу милое и мимимишное "мы" возникает в отношениях между мамой и ребенком чуть ли не на этапе беременности. У кого-то раньше, у кого-то позже, но возникает.
Пока ребенок маленький это не вызывает никаких последствий с точки зрения формирования его личности и самостоятельного поведения. Все вокруг считают деточку крайне милым существом. И этого порой бывает достаточно, чтобы ребенок не обращал внимания на формат к нему обращения.
Когда уже пора сказать нет
Отказаться от "мыкания", по мнению психологов, пора детским годам к трем. В это время случается пресловутый кризис трех лет. Ребенок желает быть более самостоятельным. Вот только мамы не всегда бывают готовы к этому и упорно продолжают гнуть свою линию.
Про себя скажу, что точно не помню, когда стала задумываться и буквально ловить себя на слове при очередной попытке сказать "мы" относительно поведения дочерей. Но сейчас, когда одной 8, другой 10 лет, окончательно и бесповоротно обрубаю всяческие попытки сказать "мы пойдем в музыкальную школу" или "мы будем делать уроки".
Еще не читая умных психологов, задумалась, что есть в этой фразе что-то меня отталкивающее. Сделала для себя вывод, что раз хочу воспитать в детях самостоятельность, то и говорить нужно про них самих, а не про меня вместе с ними.
Получается не у всех
Психологи подтверждают, что получается отделиться от собственного чада далеко не у всех. А потом в начальной школе начинаются жалобы, что ребенок ничего самостоятельно сделать не может - ни уроки как следует в дневник записать, ни расписание свое запомнить, чтобы куда надо приходить вовремя.
А зачем ему это делать? Ведь мама с ним заодно. Он не сделает, так пусть мама справляется. Иначе какое-то это неправильное "мы" получается.
Дальше, к сожалению, больше. Кое-кто готов поддерживать тему и утверждать "мы будем поступать" вплоть до института.
Минусы в разговорах
Предположу, что с возрастом отождествление ослабевает и фразы с "мы" говорится по инерции. Но если нет?
А если нет, то есть несколько негативных последствий для личности подрастающего поколения. Назову пока что два, с которыми полностью согласна.
Минимизация своей ответственности. Об этом я писала выше. С одной стороны, для человека любого возраста важна поддержка и ее надо оказывать. С другой, мы же не сядем с ребенком за парту в школе. Мы не напишем за него предложение в тетрадь. Хотя можем, конечно, но не должны этого делать. Постоянное "мы" не позволяет маленькому человеку провести границы между тем, что следует делать ему самому, и тем, в чем ему реально следует помогать.
Отсутствие своей практики принятия решений. Ну скажите, зачем ребенку, у которого есть надежная опора в виде вездесущей мамы, что-либо решать. Она сама все решит. А потом такая мама удивляется и почему это ребенок не может определиться, кем ему быть, какую профессию выбрать.
Да, дети в не в состоянии просчитывать риски и последствия. Однако вполне в состоянии сказать, что нравится, а что нет. И в состоянии объяснить почему.
А это уже навык выбора. И навык формулировки решения, который в жизни больше пригодиться, нежели привычка полагаться на кого-то.
Делитесь своим мнением в комментариях.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.