Кто-то реже, кто-то, в силу сложившихся обстоятельств, часто, но все, неизбежно, на протяжении жизни, от рождения и до смерти, обращаются за медицинской помощью: обращаемся сами за услугами врачей или лабораторных служб, проходим медицинские комиссии и освидетельствования, диспансеризацию, различные инструментальные исследования, проходим лечение, помогаем что-то узнать нашим родственникам и друзьям и многое другое.
Попадая в медицинские организации и сталкиваясь с различными проблемами (необходимость прийти в медицинскую организацию, ожидание и большие очереди, отсутствие свободного времени в расписании специалистов и др.), мы часто задаем себе вопросы - ну что сложного сделать тот или иной электронный сервис в здравоохранении, например запись на прием к врачу, или получить результаты лабораторных исследований, выписать рецепт на лекарственный препарат и пр.
Чтобы понять всю сложность цифровизации "простых" (как нам кажется со стороны) процессов в здравоохранении необходимо погрузиться во все тонкости этого мира - мира цифры. Давайте разберемся на примере сервиса "электронной записи на прием к врачу".
Разберем для начала сам процесс записи (не вникая во все тонкости) - он двусторонний поток информации от врача и поток информации от пациента:
1. врач формирует свое расписание приема - делит поток пациентов на первичную запись и повторный прием - талоны на первичный прием передает в регистратуру медицинской организации - во время приема пациентов формирует запись пациентов на повторный прием
2. пациент обращается в медицинскую организацию (по телефону или обращением в регистратуру мед.организации - регистратор (или пациент самостоятельно) осуществляет запись - к приему для врача подбираются медицинские карты пациентов.
А теперь попробуем посмотреть на процесс со стороны цифрового мира: необходимо обеспечить ведение расписания врача в электронной форме, обеспечить доступ к расписанию врачу, регистратору (с пулом установленных прав) и пациенту.
На первый взгляд кажется в чем тут сложности, но давайте взглянем чуть-чуть глубже:
первое - необходимо организовать рабочее место врачей, медицинского персонала и регистратур (компьютер, подключить компьютер к сети медицинской организации);
второе - необходимо установить соответствующее программное обеспечение (в нашем случае медицинская информационная система - МИС), обучить врача и регистратора использовать МИС;
третье - создать единую систему электронной записи на прием к врачу (специализированное программное обеспечение, организовать информационное взаимодействие всех МИС медицинских организаций по единым алгоритмам и правилам, используя единые справочники и кодификаторы, использовать единые системы идентификации) и подключить к ней медицинские организации (организовать доступ к сети интернет, обеспечить защиту и сохранность персональных данных); четвертое - предоставить простую и понятную систему записи для пациентов (обеспечить постоянную актуализацию расписания приема - сервис опроса МИС, организовать отправку от системы записи информации о записи в МИС с отправкой идентификационных данных о пациенте и прочее).
Потребовалось не только техническое обеспечение (купил компьютеры, серверы и все) медицинских организаций, но и организовать параллельные процессы по организации подключений медицинских организаций к сети интернет, построению сетей и серверных мощностей в медицинских организациях, созданию защищенной сети передачи данных, внедрению и сопровождению специализированного программного обеспечения, в том числе интеграция с федеральными сервисами идентификации и порталом государственных услуг, регламентирования процессов информационного взаимодействия и др.
Таким образом, цифровизация простого процесса записи на прием к врачу влечет за собой необходимость решения очень многих сложных организационных и технических проблем, не говоря уже о том, что в некоторых моментах пришлось поправить и сам процесс записи, и переламывать стереотипность мышления медицинских сотрудников и пациентов.
Открою вам маленький секрет, что впервые запись на прием к врачу в Архангельской области появилась в далеком 2008 году и тогда этот сервис работал путем формирования электронного сообщения и перенаправления его на эл.почту медицинской организации, часто такие сообщения терялись, и пациент, уверенный в том, что он записан, посещая медицинскую организацию встречал изумленные взгляды как со стороны медицинского персонала так и со стороны других пациентов. Первые многофункциональные медицинские информационные системы с поддержкой системы электронной записи начали появляться в медицинских организациях г. Архангельска в 2009 году, и в 2010 году была организована запись на прием к врачу непосредственно в электронное расписание в 3 медицинских организациях.
На сегодняшний день к системе электронной записи на прием к врачу подключены все государственные медицинские организации Архангельской области, система полностью интегрирована с порталом государственных услуг (публикуется идентичное расписание), в системе зарегистрировано более 220 тыс пользователей - это почти четверть всего взрослого населения региона, за период работы системы осуществлено более 2,7 млн записей - это больше численности всего населения Архангельской области в 2,5 раза.
На этом канале мы предлагаем вам погрузиться в мир цифровизации здравоохранения Архангельской области. Мы планируем вам рассказать какие сейчас уже реализованы проекты, как эти проекты реализовывались, что и как создано для удобства пациентов и врачей.
До скорых встреч, уважаемые читатели.