«Место встречи изменить нельзя» причисляют к золотому фонду советского кинематографа. Поставленный по книге «Эра милосердия», сериал повествует о борьбе с бандитизмом в послевоенное время и становлении МУРа (Московский уголовный розыск). Центральные персонажи — оперативники Владимир Шарапов (Владимир Конкин) и Глеб Жеглов, которого сыграл Владимир Семенович Высоцкий. Но самое интересное: закулисье. О нем и хочу рассказать.
Тяжелая роль
Примечательно, что Жеглова, каким мы его знаем, могло и не быть. И дело не в перипетиях кастинга: Высоцкий сам пытался отказаться играть центрального персонажа. Ну а теперь по порядку.
Один из экземпляров «Эры милосердия» Вайнеры подарили Владимиру Семеновичу, который буквально сразу загорелся идеей съемки фильма по книге. Причем видел себя исключительно в роли Жеглова, буквально выпросив ее.
Идея понравилась. Впоследствии Высоцкий знакомит авторов книги с Станиславом Говорухиным, начинается совместная работа над сценарием.
Актер буквально воодушевился своим персонажем: предлагал новые идеи в сценарии, импровизировал. А буквально перед съемками стал от роли отказываться.
Дело было в подорванном здоровье Владимира. Проект задумывался как многосерийный, отнимающий много сил и времени. С его слов, он «…не мог тратить год жизни на эту роль».
А еще были плотный театральный график и концерты. Не мог Высоцкий обмануть надежды зрителя Театра на Таганке — люди с таким трудом доставали билеты на «Пугачева» и «Гамлета».
Говорухину удалось переубедить артиста. Компромисс был найден: приходилось буквально разрываться между сценой в Москве и съемочной площадкой в Одессе.
День проводить в павильоне, а вечером выкладываться на концертах. За это мы ему и благодарны.
Возможная замена
Хотя изначально роль Глеба Жеглова была за Высоцким, Говорухин по всем правилам провел кастинг. Рассматривались кандидатуры Сергея Шакурова и Николая Губенко.
Каждый из них смог бы передать образ легендарного сыщика, но в своем амплуа.
Шакурову не хватает напористости, какой-то мужиковатости. Его Жеглов больше походил бы на рассудительного Шерлока Холмса.
Губенко в эту роль внес бы харизму интеллигентного Эркюля Пуаро, но образ прямого и грубоватого фронтовика отошел бы на второй план.
Всенародное признание
Владимир Семенович, несмотря на тогдашнюю популярность, игрой сумел добиться главного: зритель видел в фильме в первую очередь Жеглова, а не Высоцкого. Именно из-за этого он отказался в фильме исполнять свои песни.
За эталон сыщика мы любим персонажа, за эталон артиста и человека — главного исполнителя.
Официально отметили заслуги актера лишь посмертно. За роль ему присудили приз жюри на кинофестивале, Государственную премию СССР и премию МВД.
Знаете еще факты о закулисье этого фильма? Тогда делитесь в комментариях и давайте подискутируем.