«БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ. СТРАНИЦЫ РОМАНА»
По роману Чарльза Диккенса.
Режиссер Мария Александрова
Действующие лица и исполнители
Пип – Григорий Каценельсон.
Мэгвич, телохранитель – Игорь Николаев.
Миссис Гарджери, дама в Лондоне, Джоржиана – Александра Сидорова.
Джо Гарджери – Василий Аникеев.
Бидди, хозяйка трактира, дама в Лондоне – Александра Немчинова.
Мисс Хэвишем, мальчик в Лондоне – Александра Паршина.
Эстелла – Марина Яковенеко.
Карлица, Пугало, Фонарщик – Мария Сафонова.
Уопсл, зяблик – Михаил Дмитриев.
Памблчук, Герберт – Дмитрий Егоров.
Уэммик, мистер Джэггерс – Андрей Редько.
Молли, Бабушка Бидди, официантка – Людмила Кузьменкова.
Мисс Покет, Мисс Хаббл, официантка, дама в Лондоне – Алина Репп.
Мистер Хаббл, Джордж, зяблик – Андрей Алексеенко.
Дрампл, Компенсон – Леонид Милютин.
Телохранитель, Мистер Камилла, Кучер – Артём Мясников.
Мастер курса – И.К.Ласкари.
Режиссер-педагог – М.Е.Александрова.
Сценическая речь – Е.М.Архипов.
Основы сценического движения – Т.Т.Селянинова, Ю.А.Озерский.
Вокальный ансамбль – И.М.Зайцева. Сольный вокал – В.В.Волков. Танец – Р.Ф.Гаянов.
Художественное оформление- Владимирская Арина (курс Е.Н.Важинской), Сверлова Арина (курс В.И.Фирера).
Малая сцена Учебного театра, Моховая 34.
РГИСИ, Факультет театра кукол 4 курс з.а. РФ И.К.Ласкари. Санкт-Петербург. Март 2021
В спектакле «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ. СТРАНИЦЫ РОМАНА» Мария Александрова обращается к литературному наследию классика мировой литературы Charles Dickens и его роману “Great Expectations”. В массиве литературного наследия великого классика мировой литературы этот роман принадлежит к позднему периоду творчества (1861), его сюжетное пространство представляет нам прекрасную возможность изучения картины человеческого общества, воплощённой на литературном полотне с помощью особой палитры художественного слова Чарльза Диккенса. Это инструмент литературного творчества использует особый диккенсовский реализм в котором с ярко-выраженны оттенки сентиментализма и флёр народного эпоса Англии. В романе этот уникальный инструментарий литературного творчества помог Диккенсу создать роман, достигнувший неимоверных высот читательской популярности, произведение абсолютный фаворит киноэкрана и театральных подмостков во всём мире.
В этом сценическом прочтении произведения великого классика Мария Александрова предлагает нам совершить путешествие по страницам великого романа, в нём наше проникновение в сюжетное пространство романа начинается в образе первоисточника, дошедшего до нас из глубин времени. Этот сценический образ в спектакле воплощается в художественной инсталляции в виде старинной книги, которая является сюжетной доминантой сценического пространства. Её потрепанные, пожелтевшие от времени обложка и страницы создаю символический портал времени, через который мы проникаем в сюжетное пространство романа Диккенса. В спектакле древний фолиант возникает в фокусе нашего внимания и открывает нам своё внутреннее пространство пожелтевших страниц, с которых сходят образы героев великого романа. Эта многомерная сценическая инсталляция задаёт начальную и финальную точку нашего познания произведения великого классика, которые воплощаются в точках открытия и закрытия старинного фолианта, в нём перелистывание пожелтевших страниц создаёт выделение сценических картин спектакля.
В этом прочтении истории, запечатлённой в романе великого классика, в первой сценической картине спектакля живописный образ старинного фолианта раскрывается и с его, пожелтевших от времени, страниц возникают персонажи истории, которые обозначают своё присутствие в сюжетном пространстве романа Диккенса. Сценическое пространство, сформированное вокруг этой доминанты, имеет динамичных характер, в нём театрализованное действо является продуктом сложносоставного синтеза, соединяющего в себе элементы уличного - площадного театрализованного действа со сценами постановок театра теней и яркими элементами театра кукол.
В сценическом действе, созданном по мотивам романа Чарльза Диккенса, главным фокусом нашего внимание является история приключений деревенского мальчика по имени Пип. Образ этого деревенского паренька Диккенс нарисовал в манере автопортрета, так как в глубине своей души в нём всегда жил беспокойный неугомонный паренёк. Этот литературный портрет его внутреннего эго нашло своё воплощение в пространстве образа мальчика Пипа и его взгляда на окружающий мир. В спектакле Пип (Григорий Каценельсон) – это парнишка из маленькой деревушки, затерявшейся где-то на просторах провинциальной Англии. В галерее, персонажей его образ колоритен и типичен для своего времени. Он один из миллионов парней сельской глубинке Англии того времени и его, для которого суровые реалии жизни в доме его старшей сестры (Александра Сидорова) и её мужа кузнеца Джо Гарджери (Василий Аникеев) - это пространство его босоногого, полуголодного детства. В нём побои за мелкие проступки являются неприметными реалиями повседневной жизни, но эти суровые аспекты повседневной реальности не остужают его мальчишеского задора и желания рисковать в своём познании окружающего мира. В спектакле эти суровые реалии являются пространством его жизни, которое он познаёт через призму взгляда мальчика, находящегося в процессе взросления. В этой особой плоскости человеческой жизни Пип и его друзья находятся на особой точке, в которой в детском восприятии мира постепенно возникают фрагменты взрослой жизни, неведомые для них чувства и ощущения.
Мария Александрова в образах людей живущих повседневной жизнью в неприглядных, грубоватых реалиях сельской глубинки того времени проецирует отношение самого Диккенса, который симпатизировал этим людям. Ему нравилось их наивная, бесхитростная прямолинейность, безграничный оптимизм и любовь к жизни. Он иронизировал над их грубовато-суконных манерах и скуповатостью, все они для него были солью земли и главным источником его вдохновения для его произведений. В спектакле «Большие Надежды. Страницы Романа» люди жизненного пространства мальчика Пипа безгранично обаятельны в своей наивности, в их ликах каждый из нас может узнать черты людей круга собственной жизни, которых мы регулярно встречаем в нашей повседневной жизни.
История приключений мальчика по имени Пип в спектакле воплощается в двухплоскостном формате, при котором одна плоскость представляет нам картины его жизни в доме его старшей сестры в деревенской глубинке Англии времен Чарльза Диккенса. Вторая плоскость создаёт нам проекцию картин его жизни в Лондоне. В спектакле в нашем изучении этого жизненного пространства также можно его условно подразделить с позиции концепции персонажей романа, их собственного понимания пространства их жизни. В одной плоскости жизнь мальчика по имени Пип протекает в стенах дома его старшей сестры и это место в сюжетном пространстве является своеобразным центром его познания окружающего мира, местом в котором паттерн и вектор его жизни заранее предопределён прошлыми поколениями и условиями среды его существования. В процессе взросления он в своём познании окружающего мира приходит к пониманию, что достиг символического рубежа, на которой горизонт его познания теряет свою безграничность и сужается, а возможности самореализации сводятся к работе в кузнице. На этом символическом рубеже своей жизни он верит, что он обладает большим потенциалом, который может быть реализован только за пределами дома сестры, в большом городе, где он сможет достичь большего. В его понимании это пространство возможностей и воплощения собственного потенциала сосредоточено в сфере лондонских кругов высшего общества.
В спектакле наше изучение различных плоскостей и проекции человеческой жизни мы наблюдаем процесс идеализации их пространства в сознании персонажа, в котором Лондон и круги высшего общества становятся фантастическим прообразом страны, где сбываются человеческие мечты и местом безграничных возможностей. Эта концепция создаёт особое выделение этого места в особую плоскость, внешняя оболочка, которой контрастирует с картинами жизни английской провинциальной глубинки. Эта особая контрастность в воплощении этих двух миров подводит нас к пониманию внешней оболочки человеческой жизни, это ёмкое понятие находит своё яркое раскрытие в галерее образов персонажей высшего света лондонского общества. В нём яркая внешняя оболочка благополучия, утончённые манеры и благонамеренность выступают полотном скрывающим нелицеприятные реалии доминирования цинизма, алчности и безразличия в человеческом обществе.
В этом сюжетном пространстве, разделённом на две плоскости, событие вторгнувшееся в жизненное пространство мальчика по имени Пип, возводит символический мост, соединяющий два диаметрально-противоположных пространства и выступает в качестве инструмента воплощения надежд и мечтаний людей провинциальной глубинки. Оно переносит персонажей из одной плоскости в другую и создаёт условия для воплощения их надежды и замыслов. Одновременно это событие создаёт плоскость для проведения сравнительного анализа различных проекций и плоскостей человеческой жизни. В рамках этого сюжетного приёма персонажи получают возможность сопоставления реальной проекции жизни в глубинке и в высших кругах Лондона, сопоставить образ страны возможностей и надежды с картинами её реалий. В нашем наблюдении странствий паренька Пипа в кругах высшего света мы видим процесс вскрытия внешней оболочки благонамеренного существования, скрывающей нелицеприятные пороки человеческого общества, которые главенствуют в парадигме существования людей благоденствующих в роскоши и достатке. В процессе сравнения этих ликов мы наблюдаем персонажей этой истории, которые подвергают критическому анализу пространства их существования в этих плоскостях, в них они переосмысливают своё понимание человеческих отношений, концепцию собственной жизни и её приоритетов.
В спектакле «Большие Надежды. Страницы Романа» Мария Александрова нивелирует временные и географические границы и открывает нам историю, фрагменты, которой присутствуют в жизни каждого из нас, так как мы все в своих больших надеждах и чаяньях слепы к миру вокруг нас. В наших стремлениях воплотить их в жизнь и обрести безграничные возможности мы ищем эти пути в дали, в мифических местах безграничных возможностей. В этих стремлениях мы все неосознанно примеряем на себя роль мальчика по имени Пип, познающего всемирное пространство театра человеческих отношений в них мы в этих плоскостях познаём глубину шекспировского откровения, начинающегося со слов: «Весь мир театр ….»
#спектакль #премьера #овкблог #ЧарльзДикенс #БольшиеНадежды #РГИСИ