Я логопед и пишу о том, что действительно было в моей практике.
Такой случай мог бы произойти и теперь. Но было это десять лет назад.
Обратился ко мне молодой мужчина офицер-пограничник. Из беседы я поняла, что они с женой, дочкой и грудным сынишкой недавно переехали в город. До этого жили-служили на дальней погранзаставе. И не было там ни детского сада, ни школы, а уж тем более логопеда. А была глухая тайга, служебные собаки и солдаты - пограничники. Медслужба, конечно, тоже была, но только фельдшерская. Так без излишеств служили там несколько семей военнослужащих. То есть служили мужчины, а жены обеспечивали самый надежный тыл.
Старшей девочке Кате исполнилось шесть лет. Скоро в школу. По этой причине перевели папу служить в город.
Посмотрела я на Катю, провела обследование, и тихо ужаснулась: речь была настолько непонятна окружающим, что можно было предположить и умственную отсталость. В первый класс идти через год, а тут нарушены все компоненты речи. Делать нечего, надо помогать.
Первым делом я направила ребенка на медицинское обследование к неврологу.
Специалисты выяснили, что у девочки недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.
Произойти это могло во время беременности, сложных родов или в период развития речи до 3-х лет.
В случае с Катей обследование показало запаздывание созревания клеток в определенных областях мозга.
Девочке был поставлен диагноз – моторная алалия.
Ребенка с моторной алалией распознать легко:
при общей задержке речевого развития для коммуникации с окружающими он активно пользуется мимикой и жестами.
Часто при таком диагнозе наблюдается билатеральное (двустороннее) повреждение, когда затронуто и левое и правое полушарие, что значительно затрудняет процесс выхода из моторной алалии. Но у Катюши было затронуто только правое полушарие, что облегчило ситуацию. Поскольку работа левого полушария компенсировала проблемы правого.
Девочке было назначено адекватное медикаментозное лечение под наблюдением врача. И мы начали логокоррекцию.
Работа велась одновременно по всем фронтам:
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование психических функций;
- совершенствование всех компонентов речи с опорой на обучение чтению и письму.
Благодаря комплексному подходу за девять месяцев коррекционной работы улучшились медицинские показатели деятельности коры головного мозга и значительно изменилась речь. Были поставлены все звуки. Девочка научилась читать и успешно пользовалась речью для коммуникации. В мае Катю записали в первый класс.
В описанном случае у родителей не было опыта и возможностей вовремя обратиться к специалистам. Хотя это не совсем так. Потому что каждый год они ездили в отпуск в Калининград к родителям, и возможность обследовать ребенка возникала как минимум три года подряд.
И тут возникает совет:
не будьте как родители Кати, не затягивайте с обращением к специалистам. Само не пройдет.
При задержке речевого развития независимо от поставленного диагноза работает закон:
чем раньше начинается коррекция дефекта, тем легче устранить сам дефект. Этот закон действует и в отношении моторной алалии.
Ставьте 👍, если статья была полезной.
Отвечу на вопросы по теме под статьей.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации по теме.
На тему моторной алалии можно прочитать здесь