Найти тему
ДВ референт

Наука воспитания: сначала сахар, затем соль и кальций

Наука воспитания: сначала сахар, затем соль и кальций

Недавно мне попалась на глаза любопытная статья китайского педагога, директора одной из начальных школ Китая Доу Гуймэя, опубликованная в интернет-издании « The Paper », КНР. С присущей для китайцев метафоричностью рассуждений автор выводит простую, но не лишенную оригинальности формулу воспитания детей в нынешних реалиях китайского общества, которая, на мой взгляд, пусть и с некоторой коррекцией, вполне подходит и для нашей действительности. Сравнивая воспитательный процесс с искусством приготовления идеального блюда Доу Гуймэй утверждает, что в большом котле семейного воспитания должны быть сбалансированно представлены «сахар, соль и кальций».

В самый ранний период жизни ребенку необходим «сахар» т.е. повышенное внимание и любовь родителей, когда душа маленького человечка полна сладости и тепла и его природные добрые инстинкты развиваются в гармонии с окружающим миром. Поднимаясь на ноги, осознавая свое «Я», ребенок должен опираться на поддержку и внимание родителей. Иллюстрируя данный вывод, автор разбирает типичную историю многих родителей, отдавших свое любимое чадо в руки воспитателей детского сада. Проходят первые дни адаптации ребенка в детском саду, и вдруг воспитатель приглашает маму на беседу. В ходе ее воспитатель высказывает замечания и претензии по поводу, якобы имеющей место гиперактивности ребенка и предлагает провести его обследование у врача, на предмет наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Безусловно, это не самая приятная новость для мамы. Но взяв себя в руки, и мудро оценив ситуацию, она, вопреки всему, начинает хвалить малыша, утверждая, что воспитатель доволен изменениями в его поведении, а некоторые мамы даже завидуют ей. Ведь если раньше он не мог спокойно усидеть на стуле и одной минуты, то сейчас он ведет себя гораздо выдержаннее и взрослеет на глазах. Поощренный такой похвалой, ребенок пытается соответствовать оценке, данной ему воспитателем.

Подобная история будет с неизбежностью повторяться и в начальной школе. И вновь, как и прежде, вселяйте в ребенка уверенность в его собственных силах и акцентируйте внимание на его успехах. Известный американский мыслитель Р.У.Эмерсон справедливо утверждал: «Уверенность это первый секрет успеха»

Но не забываем про сбалансированность нашего «блюда»: к сахару нужно добавить и соль, чтобы научить детей преодолевать жизненные неудачи. Один китайский философ сказал: «Пытки, страдания, борьба – это процесс роста». В жизни всегда смешаны сладость и горечь.

Посмотрите на фотографию мальчика, делающего домашнее задание, сидя за мусорным баком. Его мама с утра до ночи работает, продавая жареный картофель на промозглых улицах г.Циндао, чтобы хоть как-то обеспечить будущее своего ребенка. Она наверняка не читала заумных книг по вопросам воспитания, но своим поведением, мудрым восприятием жизни и правильно выстроенными взаимоотношениями с сыном смогла привить ему умение адекватного восприятия действительности. Эти соленые вкусы смешиваются с горечью жизни и позволяют детям научиться быть сильными. «Я верю, что этот парень сможет в будущем написать свой собственный успешный жизненный трек» - утверждает автор.

Другими словами, те дети, которые редко терпели неудачи в молодости, сильно страдают, потому что они не приспособлены к жесткой конкуренции и сложному, изменчивому обществу. «Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню» - так утверждал один мудрец.

Данные социологического опроса показывают, что 30 миллионов молодых людей в Китае находятся в состоянии слабого психического здоровья, и каждый год 250 000 человек отказываются от своей жизни, потому что не могут решить свои внутренние проблемы.

Чтобы закалить человека нужно также добавить в «блюдо» его воспитания и «кальций». «Если у ребенка не будет крепких костей, он не сможет самостоятельно ходить», - говорит Доу.

Китайская пословица гласит: «Истинная любовь родителей выражается в том, чтобы как можно раньше отпустить детей в свободное плавание. Чем раньше эта разлука, тем более успешными они будут». В китайской эпосе есть упоминание о «законе лис», применительно к воспитанию детей. Для этих животных характерны поведенческие формы, предполагающие отсутствие чрезмерной опеки к подрастающим лисятам и раннее отторжение их от матери.

Итак, помним всегда: сначала сахар, затем соль и кальций.