Издавна генуэзские и венецианские купцы торговали с Северным Приазовьем. Они меняли оливковое масло, вино, драгоценные ткани, изделия из золота и серебра на меха, мед, рыбу, жито. Место очень интересно тем, что здесь были перевалочные пункты для солевых караванов, которые со стороны Бердянского лимана и Геническа к ответвлению Великого Шелкового пути.
До 13 века на этом месте Белосарайской косы был торговый город, который называли Белгородом. Но в 13 веке монголо-татары захватили город и стали называть его в Белосарай. Монголо-татары торговали там с генуэзскими и венецианскими купцами.
На картах 14-15 веков Белосарай обозначали как торжище Балестра (Палестра). Интересно, что в этих краях теряются следы печенегов, многочисленного тюркского племени. Позже здесь пролегал путь из России в Крымское ханство и его называли Кальмиусская сакма – по-татарски наезженная дорога.
В 16-17 веках по этому пути совершали набеги крымские и ногайские татары на южные районы России.
Постепенно город Белосарай приходит в упадок, но в конце 18 века начинается переселение греков в Приазовье.
Все это время на краю косы горели костры, которые помогали мореплавателям найти дорогу к городу, через который велась активная торговля. Именно с костров и начинается история древнего маяка, который был путеводной звездой, которая возвращала морских странников домой.
В начале 18 века по указу Петра I на Азовских косах создавали казачьи посты, в которых на треноги ставили бочки и ночами в них зажигали огонь. Первый деревянный маяк построили в 1811 году вблизи села Мелекино, что от нынешнего находится в 10 км. Его установили на возвышенности в 35 метров на средства, собранные таганрогскими купцами. В высоту маяк был 18,5 метров и его огонь был виден на 20 миль в море.
Но в 1835 году построили капитальный маяк из керченского штучного камня на краю Белосарайской косы. Его охранял казачий дозор, который расквартировали сначала в селе. Здание построили в виде крепости, которая могла выдержать осаду. В сооружении были массивные стены, внутренний двор, узкие окна, под башней был колодец, обширные подвалы. Также для казачьего дозора были построены казармы, два сарая, ограда, ворота. В чугунном фонаре маяка было 15 рефлекторов, и его свет видели за девять миль. Маяк построили в виде белой восьмигранной башни высотой 22 м.
На территории маяка в 1878 году строят инфраструктуру для жизни двух смотрителей. Это были магазин кладовые, конюшни, сараи.
А два года спустя дополнительно устанавливают на маяке паровой «канадский» свисток, который подавал сигналы во время сильного тумана, но для лучшей передачи звукового сигнала возводят отдельное каменное здание.
Когда проводили модернизацию в 1902 году по проектам Эйфеля, привлекали специалистов французской конструкторской фирмы "Шарль Нево", - внутри маяка об этом есть даже табличка. Тогда же в подвальном помещении установили даже часовенку, но ее используют сейчас как складское помещение.
Работы у смотрителей было очень много. Когда во время туманов включали наутофон (сигнальный гудок для судов), то вой слышала вся округа. Если туманы продолжались неделями, то все привыкали и после отключения им воя даже не хватало.
Ежесуточно смотрители маяка должны обеспечивать бесперебойную работу оборудования маяка, оптических приборов и фонарного сооружения башни, поддерживать чистоту на всей территории и в его помещениях.
На верхнем ярусе расположена комната фонарного сооружения – «око» башни – круглое, стеклянное, с наружной решеткой, защитой от птиц. С большой линзой основного огня внутри, который обеспечивают 27 светодиодных ламп, и дублером с резервным огнем; системой мониторинга, задающей импульс маяку.
Но сейчас маяки и корабли оснащены так, что звуковых сигналов уже не нужно, да и другой современной аппаратуры установлено много. Но главное, что дальности света деревянного маяка в 20 миль так и не достигли – только 14 миль…
Как говорит смотритель - у кораблей может быть сбой GPS-оборудования, у маяка - не должно быть никогда сбоя ни одного из оборудований.
Возле ворот и маяка установлены два якоря. У старых ворот со стороны моря построены колонны, между которыми тяжелые якорные цепи. Возле маяка с этой стороны лежит старый якорь Холла, которому более 400 лет. Его нашли в Керченском проливе рядом с турецкой галерой и подняли со дна моря.
Второй центральный вход выглядит лучше – все же рядом проезжая дорога. Справа от ворот стела с якорем, выкованным еще во времена Петра I и надписью «Белосарайский маяк». На стене маяка висит огромный ключ с завитушками, который когда-то смотритель сделал для украшения.
Много легенд и интересных фактов у маяка. Немцы во время Великой Отечественной войны хотели взорвать маяк, но после взрыва только образовалась трещина. Вот такая прочность керченского штучного камня и особой кладки казаков, замешанной на куриных яйцах.
От крепостных стен осталась только одна сторона - со стороны моря. Ее несколько раз во время шторма сносило, потом вновь отстраивали. Удивительно, что с момента строительства каменного маяка косу намыло на 7 километров, и этот процесс продолжается.
Смотрители могут рассказать о посещении маяка знаменитостей (А.Пугачева, О.Янковский, М. Муромов, А.Барыкин) и иностранных туристов.
Если статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного…