Найти тему

Почему не избрали царем князя Пожарского, который был Рюриковичем и освободил Москву от поляков

Оглавление

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский – один из культовых национальных героев России. Ополчение под его командованием освободило Москву от поляков в 1612 году.

Кроме того, Пожарский – представитель династии Рюриковичей. Его род вёл своё начало от князя Ивана Всеволодовича, младшего сына владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо.

После изгнания поляков встал вопрос об избрании царя на московский престол. Как известно, созванный вождями Ополчения Земский собор провозгласил царём юного 16-летнего Михаила Романова, приходившегося дальним родственником угасшей династии по линии первой жены царя Ивана Грозного – Анастасии Романовой. А почему же не избрали царём самого главного героя, которому русские люди были обязаны спасением от иноземных захватчиков – гораздо более родовитого князя Пожарского? Ведь Романовы даже не имели княжеского титула!

Дилемма: кто из Рюриковичей достойнее?

Во время Смуты русский престол не испытывал недостатка в честолюбивых претендентах. После того, как свергли первого Лжедмитрия, выдававшего себя за сына Ивана Грозного, на царство избрали природного Рюриковича – князя Василия Шуйского. Однако этот выбор оказался неудачным и ввергнул тогда Россию в ещё бóльшую Смуту.

Очень много было князей Рюрикова рода на Руси! И, очевидно, что каждый мог рассматривать себя как природного кандидата на престол. Чем какой-нибудь Голицын или Пожарский хуже Шуйского?

Но ведь если царя избирать только по знатности рода, тогда как предпочесть одного Рюриковича другому? И не приведёт ли это к бесконечному продолжению Смуты?

Пожарский – за выбор иноземного государя

Из возникшей коллизии могло быть только два выхода. Один из них – приглашение государя со стороны, очередного «варяга». Известно, что сам Пожарский склонялся именно к такому варианту. Возглавляя Временное правительство ещё в период осады Москвы, где засели поляки, Пожарский отправил посольства к шведскому королю Густаву II Адольфу и к германскому императору Матиасу с приглашением принять русскую корону или предложить на московский трон кого-то из своих детей.

-2