Найти тему

Нешаблонный герой, или чем Железный человек отличается от Бэтмена

Ничем. Нет, серьёзно. С точки зрения литературы они ничем друг от друга не отличаются.

Каким бы крутым не был ваш конфликт, насколько бы потрясающей не была задумка, если ваш герой — это темноволосый мальчик-сирота со шрамом на лбу, то ничего хорошего из этой идеи не выйдет.

Если вы не Джоан Роулинг, конечно.

Поговорим сегодня о нешаблонном герое. Начинающие писатели, как правило, в качестве главного героя используют самого себя — то есть, их персонаж является тенью их самих. Ничего плохого в этом нет, все с этого когда-то начинали. Но что делать, если персонаж в твоём произведении не один?

Никто не будет читать книгу, где все персонажи выглядят, ходят, разговаривают и думают одинаково.

Можно воспользоваться приёмами так называемой формульной литературы, ярким примером которой являются женские низкосортные романы или же комиксы. Этакая жвачка для мозга, которую всё равно купят; для героев там есть некоторые правила, которым они должны соответствовать, у них есть своя модель построения характера. Это очень чётко прослеживается в последнее время в фильмах про супергероев.

Например, вот вам описание: богатый мужчина, потерявший родителей; он прирождённый лидер, хотя сверхспособностями не обладает, врагов предпочитает побеждать не голой силой, а с помощью разума и тактики. Узнали?

Но мы сейчас не о противостоянии Бэтмена и Железного Человека.

В общем, и тот и другой в основе построения образов имеют схожую основу — этакую шаблонную картонку, на которой можно нарисовать как чёрный, так и красно-жёлтый рисунок. Но что же делать? Взглянем же тогда в противовес на почти эталонный вариант построения героев в произведении. Не смотря на моё саркастическое замечание в самом начале, сказать я хотел про Поттериану.

Почему Поттериана до сих пор так популярна? Джоан Роулинг создала почти идеальных героев. Чем же так привлекательны её персонажи? Они абсолютно разные — Роулинг взяла разных настоящих людей и сделала их прототипами своих героев, а после — тщательно выписала их характеры, привычки, черты и диалоги. Они не остаются статичными, они развиваются, меняют свои характеры под воздействием обстоятельств, у них есть не только идеальные черты, но и свои слабости с недостатки. Гарри Поттер — смелый и решительный парень, Гермиона Грейнджер — милая заучка, которая отчитывает Гарри и Рона за лень, Рон Уизли — парень, который любит поесть и своих друзей, Драко Малфой — несколько трусоватый парень с манией величия.

По крайней мере, Драко Малфой остаётся таким, пока ты не видел «Платину и шоколад».

Чтобы ваш персонаж заиграл новыми красками, ему стоит придать черты реальных людей. Если герой основной — то нужно придать ему подробные черты, как хорошие, так и плохие, пропишите его привычки и речь; если герой второстепенный — то достаточно одной яркой запоминающейся черты. Если герой вам не нужен — не вводите его вообще.

Нужен ли герой вам? Это легко проверить. Просто уберите героя из повествования, и, если ничего не изменится — то смело убирайте. Также стоит помнить, что один и тот же человек не может быть постоянным. Сегодня ты один, завтра — другой, может, сегодня у тебя плохое настроение, а завтра — ты счастлив, и оттого ты показываешь абсолютно разное поведение; таким же должен быть и ваш герой.

Подведём итоги. Герой должен быть объёмным. Историю про плоского героя не будет пользоваться популярностью, если это не формульная литература. Кроме того, не нужно использовать чужие клише, а переносить черты реальных персонажей в свой собственный мир. Позаимствуйте чужие, «украденные» черты, привычки — и тогда герой станет запоминающимся.