Сразу скажу, материал — не пересказ заметки в газете, наверное, уже многим известной. Есть в нём такая тонкая добавленная стоимость. Важный вклад которой вы сами оцените ближе к финалу. Потому — полетели !
История эта старая, ребята. Раздел начался практически сразу после гибели Цоя. Участвовали в нём и музыканты "КИНО", и жена Виктора Марьяна, и его родители, и менеджер группы Юрий Айзеншпис. Рассказывать её всю было бы несколько самонадеянно в рамках такого формата, поэтому упомяну только, что важно сейчас. Остальное оставлю для книги.
В 2001 году музыканты "КИНО" подали иск на Марьяну Цой, предметом которого служило следующее: Каспарян, Тихомиров и Гурьянов полагали, что могут считаться полноценными соавторами песен группы. Так как аранжировки создавали все вместе, а не только Виктор. Было предложено досудебное урегулирование, но Марьяна от него отказалась.
Мотивацией музыкантов служило то, что альбомы "КИНО" неоднократно переиздавались, а разрешения на это у них никто не спрашивал. Не говоря уже о том, чтобы заплатить какие-то деньги. Кстати, сами музыканты формально не имели права исполнять песен "КИНО" без разрешения Марьяны. Основное переиздание, так называемая "Чёрная коллекция", было выпущено в 1996 году на кассетах фирмой "Мороз Рекордс". Договор с этим лэйблом был подписан ещё в 1990 году, без какого-либо участия состава "КИНО". Вот тут фильм-то и начинается...
"Я считаю, что сейчас они судятся с давно погибшим Цоем и его ещё несовершеннолетним сыном". [Из письма Марьяны Цой в электронное издание "gazeta.ru". Как я понимаю, сама Марьяна от общения с музыкантами отказалась, поручив это своему адвокату — А. В.]
Со стороны "КИНО" выступало двое свидетелей — звукорежиссёр Тропилло и художник Тимур Новиков, которые подтвердили, что песни создавал, в общем плане, не только Цой.
Мы просто решили восстановить наши права на аранжировки песен группы Кино. Просто получилось так, что подавать иск пришлось на наследников Виктора. Речь здесь идёт не о деньгах, а о том, что сейчас происходит с материалом, к которому мы имеем самое непосредственное отношение. Сейчас начался какой-то беспредел. Кто угодно что угодно издаёт, переделывает. Мы хотим иметь влияние на это. "Кинопробы", трибьют этот несчастный...
По сути, мы ничего против него не имеем, просто нас никто не спросил, каких исполнителей мы бы там хотели видеть. Против Марьяны, и вообще, семьи Виктора мы ничего не имеем. Они получают с этого всего свои деньги, мы хотим получать свои. Но не от них, а от издателей. Получить должное. Дело в том, что закон 93-го года об авторских правах не работает. А Марьяна почему-то очень лично всё восприняла. Может быть, кто-то решит, что мы просто хотим погреть руки на новой волне популярности группы Кино, но я отказываюсь это комментировать. [Юрий Каспарян в интервью для МК-Бульвара]
Я не собираюсь комментировать эту ситуацию. Пусть это делают те, кто затеял всю эту историю. Что они хотят- мне не понятно. Конкретно они ничего не просили, никаких сумм не называли, так, что-то невнятное. Разбираться с этим будет мой адвокат. Меня вообще удивляет ситуация, когда взрослые мужчины подают на женщину в суд. [Марьяна Цой, там же]
Процесс тянулся долгих четыре года. В 2005 году СМИ опубликовали решение Петроградского суда Петербурга, где говорилось, что музыканты выиграли суд у вдовы Цоя, и были официально признаны соавторами записей.
В 2017 году отец Виктора (к тому времени его мать и вдова уже покинули этот мир) получил по договору с "Мороз Рекордс" исключительные права на треки "КИНО". Однако в конце года он подал на компанию в суд за неисполнение надлежащих отчислений по договору, и суд им был выигран.
Представитель "Мороза" заявил, что решение будет опротестовано, однако нового процесса не последовало. Но вскоре стараниями Александра Цоя и музыкантов состава был организован проект возрождения группы. Можно по-разному относиться к этому проекту, но в том, что он эксплуатирует, в общем-то, своё собственное творческое наследие, сомнений нет.
Однако лэйбл посчитал по-другому. В марте 2021 года "Мороз Рекордс" выкатил иск Роберту Цою, его внуку, Каспаряну, Тихомирову на сумму в 13 миллионов рублей. Юристы компании решили использовать казуистику прошлого процесса, по которому договор был признан незаконным. Соответственно, все отчисления по незаконному договору формально тоже являются незаконными.
Самое смешное (и трагичное) в том, что у "Мороза" есть шанс выиграть этот процесс. Хоть и не очень большой. Вероятно, лэйбл увидел перспективы в выступлениях "КИНО" без Цоя, и хочет урвать кусок пирога.
Ну а теперь — обещанное дополнение. В одной из своих переписок с киностудией Universal я запрашивал разрешение на использование фрагмента их фильма для создания своего клипа со своей музыкой. Дело в том, что у меня есть альтернативная дорожка к их триллеру, которую я хотел бы показать, что нельзя сделать без лицензии. Вернее, сделать-то можно. Правда, как только клип наберёт показы, придёт "письмо счастья", либо страйк на ЮТ. Портить отношения с киностудией в мои планы не входило. Ну и, как всегда, начался "армейский футбол" — пишите туда, ищите сюда, и вообще, общайтесь в LA, мы ничего не знаем.
Так вот, в очередном ответном письме агента из московского прокатного филиала я узнал, что музыкой на фильмы Universal в российском прокате владеет ООО "Музыкальное право". А "Музыкальное право", ребята, это юридическое лицо, которому принадлежит лэйбл под названием Мороз Рекордс".