Те, кто нам известен сегодня, как Платон и Аристотель, – очень похожи на результат «коллективного творчества масс». Наши представления о прошлом, об истории, говорят в большей степени о нас самих.
Так что с этими оговорками, посмотрим – в чём была суть идей двух светочей, увиденная сквозь призму тысячелетнего забвения и переведенная сначала с греческого на арабский, а потом уже с арабского на латынь.
Итак…
Платон сказал нам, что все – не то, чем кажется. В действительности все не так, как на самом деле.
Аристотель не был согласен с Платоном и сказал, что все именно то, чем кажется. Как мы видим, так оно и есть.
«Платон мне друг, но истина дороже», – сказал Аристотель. По крайней мере, традиция приписывает ему подобные слова.
Не столь важно, говорил ли он так на самом деле. Важно, что точки зрения Платона и Аристотеля диаметрально противоположны.
Платон считал, что есть мир идей, существующих вне пространства и времени. Это и есть «настоящий мир». То, что мы видим, слышим и воспринимаем – лишь тени того, настоящего образа, который нам не доступен.
Помните его аллегорию пещеры? Где‑то там, вдали от человека – горит настоящий огонь, а человек видит только тени отбрасываемые на стены его замкнутой среды обитания.
Аристотель противопоставлял этому личный опыт. Человек видит, слышит, чувствует и воспринимает, – чтобы понять основную идею, которая есть в любой вещи. В этом – цель настоящего исследования. Человек воспринимает, думает, понимает. Действие лежит в основе понимания.
«Just do it», – говорит «Найк».
«Практика – критерий истины», – говорил в свое время Ленин.
И у «Найк», и у Ленина не обошлось без проблем. Просто делать – недостаточно.
Народная мудрость советует семь раз отмерить и один раз отрезать. «Отмерить» и «подумать» – синонимы.
Процесс «подумать» можно назвать «действием» только с натяжкой.
«Думать» – ближе к тому, о чем говорил Платон. Он утверждал, что только путем абстрактного размышления можно приблизиться к пониманию вневременных истин, которые в непосредственном опыте нам недоступны.
А про Ленина – и говорить нечего. Он стоял у истоков Советского государства, которое продержалось на удивление недолго даже в наш скоротечный век.
Все оказалось страшно перепутанным. «Все смешалось…»