Музыкальное творчество, как вид умственной деятельности человека, появилось несколько тысячелетий тому назад. Однако правовую охрану, в современной правовой конструкции, музыкальные произведения приобрели сравнительно недавно – в XX столетии. Но какие существуют права авторов – музыкантов и авторов стихов в наши дни? И как охранялись авторские права музыкантов в Российской империи? Об этом в специальном материале для журнала «Радиус города».
Права сочинителей музыкальных произведений в первой половине XIXв.
Что понималось под произведением по законам Российской империи? Согласно Уставу о цензуре от 22 апреля 1828 г., под сочинениями или произведениями словесности, наук и искусств законодатель определял книги всякого рода и на всех языках, эстампы, рисунки, чертежи, планы, карты, а также и ноты с присовокуплением слов . Одним из первых законов, специально охранявших авторские права на музыкальные произведения в Российской империи, являлось Постановление об ограждении прав русских и пребывающих в России сочинителей музыкальных произведений от 9 января 1845 г. По данному постановлению исключительное право на музыкальное произведение принадлежало авторам и их наследникам. Без разрешения автора до окончания срока действия исключительного права на музыкальное произведение (25 лет) не допускалось: 1) воспроизведение музыкального произведения; 2) публичное исполнение музыкального произведения; 3) переработка произведения; 4) внесение в музыкальное произведение изменений и дополнений. Таким образом не только композитор, но и его наследники обладали защитой своих прав во многом схожей с защитой авторских прав в настоящее время.
Авторские права музыкантов в наши дни
Современный правовой режим музыкальных произведений (с текстом или без текста) – объектов авторского права определяется частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК). Понятие «автор произведения» определяется в ст. 1257 ГК, под которым понимается гражданин, творческим трудом которого создано такое произведения. Еще одним критерием охраноспособности музыкального произведения является то, что оно создается независимо от достоинства и назначения. Иными словами, содержание произведения не имеет значения для закона, важно то, чтобы произведение было оригинальным.
Что такое личные авторские права?
Личные права возникают с момента создания произведения и не могут быть отчуждаемы, то есть передаваемы кому-либо. Важнейшими личными правами являются право авторства , то есть право признаваться автором произведения и право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно). Например, музыкальные композиции «Осенние размышления», «Прощение», «Ностальгия» и многие другие, созданные джазменом и саксофонистом Алексеем Козловым, будут являться именно произведениями под его авторством и ни одним договором изменить данное обстоятельство будет невозможно. Отказ от этих прав ничтожен.
Как возникает авторское право на музыкальное произведение?
Авторское право на музыкальное произведение (песню) возникает с момента создания произведения. Если музыка и текст песни написаны одним автором, то авторское право принадлежит ему на всю песню. Если музыка и текст песни написаны разными авторами, то и авторское право принадлежит каждому автору в отдельности.
Регистрация авторских прав на музыкальное произведение не производится. Однако, если автор желает иметь доказательство факта созданного им произведения (написания песни) до его обнародования (публичного исполнения), то он имеет право обратиться за депонированием необнародованных произведений к официальным партнерам Российского авторского общества – сервисам, специализирующимся на онлайн-регистрации авторского права. Российское авторское общество (РАО) рекомендует обращаться в следующие организации: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (Интеллектуальный регистратор авторских прав IREG). Депонирование позволяет закрепить авторство до обнародования созданным автором произведения, а в случае спора будет являться доказательством подтверждения авторства.
Без разрешения автора музыкальное произведение не допускается публично исполнять (как с целью извлечения прибыли, так и без таковой), распространять, копировать, перерабатывать и изменять.
Но нарушение авторских прав при публичном исполнении музыкального произведения (песни) совсем не редкость. Например, в 2020 г. в эфире Первого канала была исполнена популярная песня «Трава у дома» на вокальном телевизионном шоу «Голос. Дети». Запись выступления была опубликована на официальной странице телеканала в YouTube . Позднее запись была удалена, поскольку поступила претензия от композитора Эдуарда Артемьева на нарушение авторских прав на музыку к песне. Претензия композитора заключалась в том, что музыка к данной песне была публично исполнена без его разрешения, а также изменены музыкальные фрагменты (вступление) композиции. В настоящем примере прослеживается нарушение исключительных авторских прав (публичное исполнение, сообщение в эфир без разрешения правообладателя), а также право на неприкосновенность произведения, приведшее к искажению первоначального замысла песни композитора.
Можно ли исполнять музыкальные произведения без выплаты авторского вознаграждения?
Правомерно обнародованные музыкальные произведения допускаются использовать без выплаты авторского вознаграждения и без извлечения прибыли в следующих случаях: 1) при использовании звукозаписей в учебных целях; 2) при публичном исполнении в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками данных организаций; 3) при использовании во время официальной или религиозной церемонии либо похорон; 4) при осуществлении предварительного следствия, осуществления судопроизводства и в других подобных случаях.
Переход музыкального произведения в общественное достояние
После прекращения действия исключительного права (исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора) музыкальное произведение как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия и без выплаты авторского вознаграждения.
Почему мы платим за прослушивание музыки на потоковых сервисах в сети Интернет?
Прослушивание музыки с использованием потоковых Интернет-сервисов (Яндекс.Музыка, VK Music, iTunes, Apple Music и др.) подпадает под свободное воспроизведение музыкального произведения в личных целях. Статьей 1273 ГК специально оговаривается, что даже в случае воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение. Поэтому мы платим за прослушивание музыки на потоковых сервисах в сети Интернет.
Вместо заключения
При создании любой музыкальной композиции с текстом или без текста и независимо от достоинств и назначения, произведение будет иметь охрану с момента его создания. Музыканту, композитору и автору стихов следует знать не только свои права, но и ответственность за нарушение авторских прав. В противном случае недостаточное понимание музыкантом авторского права может повлечь за собой подписание лицензионных договоров на невыгодных для него условиях.
Автор текста: Константин Ильницкий
Редактор: Анастасия Бойко