Когда обсуждали обложку альбома, дизайнер Брайан Гриффин пообещал лебедя, который плывет в воздухе, будто по стеклянному морю. А получилось... ээээ... что это?! Лебедь в целлофане на кровавом фоне? Вообще-то предполагалось, что всё будет романтично! Ну, уж вышло, как вышло.
Дебютник, вышел в Британии 5 октября. Но прежде чем рассуждать об этом альбоме, нужно понять историческую музыкальную ситуацию того времени. Представим ее тезисно.
- Панки уже были не в моде, хотя Дейв Гаан в юности был панком. По его признанию, он не врубался в их песни, но ему нравилась энергетика. А Мартин Гор утверждал, что синтезатор - чисто панковский инструмент.
- Хард- и прог-рокеры типа Дипапол и Йес молодежью воспринимались как безнадежно устаревшее фуфло. И если уж образовывать группу, то только не с гитарами и барабанами!
- Еще были новые романтики, типа Duran Duran, Spandau Ballet. Они тоже были козлами, потому что слишком гламурные и постоянно мелькали на ТВ.
- В моде мрачные настроения и "всётлен". Винс Кларк был фанатом The Cure.
- В продаже появились первые дешевые синтезаторы. Звук был плохим, но они были доступны. Их легко возить с собой под мышкой на концерты.
- Поднималась огромная волна электронной музыки, которая брала начало в немецкой электронике - Kraftwerk, Neu! Они были кумирами. В Британии появились свои примеры для подражания - Gary Numan, The Human League, Ultraxox.
- В музыку плотно пошел футуризм. Космические темы, зарисовки о будущем, роботы, синтезаторы. Это было модно и круто. Футуристы противопоставляли себя новым романтикам.
- Появились "странные" андеграундные группы, которые исполняли индустриальную музыку не для всех, смешивая синтезаторные звуки и звуки городской среды. Например, Chrome или Throbbing Gristle.
- Синти-поп ковался в гейских клубах. Просто примите это как данность.
Всё это вещи, важные для понимая, из чего родилась музыка "депешей".
В 1980-81 новые группы выстреливали еженедельно. Конкурентами для "Депеш Мод" были Soft Cell, Orchestral Manoeuvres In The Dark, Culture Club, Japan, Wham, ABC, The Associates, Simple Minds. И на этом фоне "депеши" раскачивались очень долго. Им повезло, что в составе был энергичный лидер - Винс Кларк. Он написал почти весь материал для первого альбома, был продвинутым в электронике.
Первый сингл вышел у них в феврале 1981-го. Поздновато! Но в то время они ведь были еще подростками и не воспринимали время как экономическую величину. Базировались на крошечном лейбле вместе в 3-4 такими же группами, хотя мейджоры предлагали им контракт практически сразу.
Speak & Spell вышел наивным, подростковым, танцевальным и, естественно, мрачным. По сути, это песни для дискотеки того времени. Но с таинственными, довольно абстрактными текстами о неких настроениях и состояниях души - Photographic, New Life (последняя стала хитом). Сплошные полутени, недомолвленности.
Аранжировки предельно простые - синтезаторы, как мы уже сказали, были еще примитивными. Полифонических у группы не было, то есть одна клавиша - один голос.
Есть тут чистая дискотня - песни вообще не понятно о чем: Boys Say Go!, Nodisco. Есть просто карамельная попса в духе... 50-х годов - What's Your Name? Ну и самая заметная здесь - хитовая танцевальная Just Can't Get Enough. Наш ответ "роллингам" :))) Но песня реально крутая и заводная. Они ее долго исполняли на концертах уже в зрелом возрасте.
Одни критики после выхода альбома нашли, что группа привнесла интеллектуальность в жвачный синти-поп. Другие назвали его идеальным поп-альбомом - приставучим, ярким, навязчивым, нахальным.
Альбом стал золотым в Британии, занял 10-е место, в США пробил дно Топ-200. То есть встал в один рост с конкурентами. И тут из группы ушел лидер и основной автор... Твою налево!
Бонус на посошок
Тем временем подоспел свежачок от нашего музпроекта. Песня "Жир провокаций" со скрипочками и акустическими гитарами. На актуальную тему опальных блогеров, ущемления прав и чудесных спасений. Надеюсь, вы понимаете наш сарказм :))) от чирлидерша, попавшая из оммерики на заброшенное футбольной поле нашей провинции, понимает.