Летом 2018 года я путешествовал по России и остановился на несколько дней в Саратове по пути из Самары в Волгоград. В это время по стране проходил Чемпионат мира по футболу. Я мало что знал про Саратов, и хотел посмотреть на город своим непредвзятым взглядом в период солнечного лета.
Саратов встретил меня дракой прохожих на площади железнодорожного вокзала.
Ну, с кем не бывает, - подумал я и прокатился на дешевом такси до хостела.
Выходя из машины я снова попал на сцену из фильма Горько. Пьяный мужик настойчиво приставал к пожарному, который вышел покурить из части. Было видно, что пожарный держится из последних сил, чтоб не врезать пьяному телу.
-Сегодня какое-то обострение у местных, - думал я, утешая себя, что сегодня выходные
В хостеле я не столкнулся с проблемами и даже успел посмотреть по телевизору, как сборная Германия чудом вырвала победу в добавленное время матча со Швецией (позже ей это не помогло вылететь с Чемпионата мира).
На следующий день я принялся изучать город и почти сразу наткнулся на здание, которое навсегда запало в моё душу.
Доходный дом В. Я. Яхимовича.
Очень красивое здание лимонного цвета было построено в 1914 году для инженера Яхимовича. Инженер украсил дом лепными фигурами, а внутри организовал заведение по торговле частей для центрального отопления.
Уникальность дома как раз заключается в способе отопления. Яхимович впервые в Саратове использовал паробетонное отопление, с помощью труб, вмонтированных в полы и стены.
В советские годы трехэтажное здание относилось к районному жилуправлению, но никто не занимался реставрацией.
Я застал здание в ужаснейшем состоянии, к тому же после недавних пожаров. Несмотря на весь ужас, этот дом продолжал выделяться на всей саратовской улице.
Дом с изображением объемных парящих женщин и жутковатых атлантов на первом этаже очень радовали меня.
Я отправился изучать здание, куда без проблем попал через внутренний дворик. Темные подъезды хранили в своих почтовых ящиках долги по коммуналке.
Сейчас дом официально расселен, но мне удалось встретить явно жилые комнаты.
Множество помещений на втором этаже сгорело.
Осторожно ступая по многолетнему горелому паркету, я вдруг услышал звуки из темноты:
-Эээё, братишка, закурить есть?
-Не курю, - ответил я на автомате.
Неожиданная встреча с бомжами все-таки напугала меня и я побежал на выход. Нелегальный житель дома устремился за мной, но я никак не хотел с ним общаться. Пока я пробирался через открытое окно, заросший житель что-то пробурчал и смачно плюнул мне в спину. Вот такие странные события продолжились в этом городе.
По словам властей, они не могут даже законсервировать здание из-за статуса объекта культурного наследия. Поэтому даже сейчас любой желающий может проникнуть внутрь и устроить очередное разрушение прекрасного здания. Также власти говорят, что дом планируется восстановить с сохранением прежнего облика, во что верится с трудом.
На улице я еще раз взглянул на дом, и мне стало обидно за Саратов. Этот город мог бы стать прекрасным место на Волге, но он весь запущен, и тут вообще нечего делать.
Однотипная многоэтажная застройка даже летом угнетает. Я пытался найти набережную, но её закатали в асфальт и бетон.
Парки выглядят заросшими и устаревшими. Создавалось ощущение, что жителям и туристам плюнули в душу, или Самара настолько хороша, что у Саратова не было шансов порадовать меня?
Поздно вечером я прогуливался по городу и наткнулся на большую светящуюся надпись "Саратов", где первая буква "А" символично перегорела. Мда...
_____________________________________________