Найти тему
Эта непростая жизнь

Ты сама, Галка, как- нибудь с этим со всем разбирайся, а я - в армию...

Фото автора
Фото автора

Осень в этом году была такая тихая и тёплая, что больше походила на середину лета. Ромашки зацвели второй раз так рясно ,что Галочке на миг показалось будто на дворе июль, а не сентябрь и не было этих двух месяцев , когда она жила как в радужном тумане ...

Первая, сумасшедшая любовь закружила её в стремительном танце. Не было возможности остановится хоть на мгновение и подумать. Весной она окончила школу и собиралась подавать документы в педучилище, ей в августе исполнилось только семнадцать лет, только семнадцать...

Эта любовь переломала все её планы, исковеркала всю её жизнь, раздавила и размазала всё самое лучшее, что у неё было и вот теперь преподнесла последний сюрприз-сегодня она узнала что беременна...

Пашка шёл по тропинке старого яблоневого сада и ел спелое, сочное яблоко. Он и сам не знал как дал себя уговорить встретится с Галкой ещё один раз. Зачем? Вроде позавчера всё решили: ну погуляли лето и хватит!И вообще, зачем связался с этой дурой малолетней? Точно с великого перепоя , а не от большого ума на эту серую мышь кинулся ! Баб нормальных что ли по деревне не хватало? Парень зло выматерился и швырнул огрызок в ствол старой яблони. Он уже хотел повернуть назад , но увидел Галю и решил поговорить с ней и решить всё раз и навсегда.

-Ну , привет,что ли!? Чё хотела? Мы ж с тобой все уже порешали, зачем друг другу глаза мозолить. Ой, вот только про великую любовь не начинай: была любовь да вся вышла!

Галя смотрела на Пашку и думала: "Это как надо было влюбиться чтобы не заметить , что она для него одна из многих? Да, красивый; да, первый парень на деревне-и спеть ,и сплясать ,и на гитаре поиграть! Но и бухнуть -то же первый! Чем она думала, куда глядела? Да уж что теперь спрашивать-раньше думать надо было!

-Паша, у нас малыш будет! Я беременна-сказала как в прорубь прыгнула. Сердце замерло от страха и предчувствия чего-то недоброго...

-Чего? Какой- такой малыш ? Ты с ума сошла что ли? Этого не может быть! Нет, Галка, мы так не договаривались! Ты уж как-то сама с этим разбирайся, а я - в армию !-и ушёл не оглядываясь...

У неё подкосились ноги и Галя, захлёбываясь слезами , медленно по стволу яблони сползла в колючую осеннюю траву. Долго она сидела обняв колени и раскачиваясь из стороны в сторону. Домой идти не хотелось: там пьяные мать с отчимом , да четверо братишек и сестрёнок...Про свою беду и рассказать некому. Был бы жив папа! Но его уж два года как нет. Вот тогда и дала Галина жизнь первую маленькую трещинку. Если бы был жив папа такого бы с ней никогда не случилось. Папа бы и понял и помог...

Провожали призывников уже в конце октября. Вся деревня три дня гуляла на проводинах. Водки и самогонки выпили немеряно! Для Галкиных матери и отчима наступили золотые денёчки. Самогонный бизнес прям попёр! Гнали они своё зелье в летней кухне дённо и ночно-без передыха. И сами там прям у аппарата и пили и спали. Народ ходил за этой гадостью-калитка не успевала закрываться! Галя боялась, не дай Боже , заснут и проглядят что-нибудь и взлетит вся эта " камарилья" на воздух.

Говорить и усовещать было бесполезно, можно было и на оплеуху от отчима нарваться. Да и не до них ей было! Все заботы домашние свалились на её плечи. Кое- как выбрала время в город съездить -документы в педучилище на заочное подать. Про нормальную учебу теперь и мечтать было нечего!

А тут ещё новая напасть подоспела- Галку токсикоз стал мучать. Ходила зелёная -одни глазищи синие на личике и остались. Соседка Любка пристала как банный лист: "Чой-то, ты Галька, совсем схудала... Приболела, чай?! Или с маманей напару самогонищю трескаете? Смотри, так и спиться недолго. Дождётися, люди терпят , терпят да и разгонят ваше змеиное гнездо! В ранишно бы время -давно бы в кутузке сидели ,а теперь и дела ни какого до вас нет властям нонешним... " Кое-как отвязалась от неё. Вроде ничего не заподозрила, а то ведь Любка, баба долго языкая-вмиг по всей деревне разнесёт.

На Пашкины проводы она не пошла, хоть сестра его Зинка два раза звать прибегала.Не до гулянок ей было . Да и что она там не видала: пьянь деревенскую? Этого добра у неё и в своём дворе хватало. А Пашке она и даром была не нужна: он напоследок так отрывался во всех отношениях, что про его "подвиги" вся деревня ещё долго гудела! Только постояла на мосту через речку Змейку когда автобус повёз в район полупьяных ещё призывников.

И показалось ей ,что в окошко Пашка посмотрел на неё и помахал рукой. Но может это только показалось... Долго смотрела вслед уходящему автобусу, пока он не превратился в маленькую черную точку. А сердце почему-то сжалось от боли и ещё чего-то совершенно непонятного...

Отгуляв проводины , деревня по немногу приходила в себя: гулянки гулянками , а дела сами не делаются. Скотина сама не кормится, не доиться да и сено само на двор не придёт. Так что засучивай рукава деревня и вперед, на трудовые сельские подвиги.

Вот только для Галкиных мамаши и отчима праздники плавно перетекли в Ноябрьские, День конституции , Новый год и так до самого Рождества Христова. Как только не сгорели от самогонки! Не даром говорят что "Дураков и пьяных Бог бережёт!" Вот они , соблюдая заповедь Господню, от жизни и оберегались пока крещенские морозы не загнули. Да если бы и дальше в том же духе продолжали то никто бы не обиделся! Так нет ведь, переползли в большой дом и начали заниматься воспитательной работой .

Для Галки и ребятишек настали тяжёлые времена: одно спасение было-в школу уйти и остаться там до вечера. Ребятишки Семёновы были первыми активистами - на все кружки были записаны и ходили. Только причины такой их активности мало кого интересовали.

А бедной Гале и деваться из дому было не куда: скрывать своё положение становилось всё труднее и труднее. Но сколько верёвочка не вейся -конец всё равно будет . И вот в один , далеко не прекрасный, крещенский день, отчим Мишка протрезвел окончательно и как-то подозрительно со всех сторон её обглядывал. Галка растапливала печь кутаясь в тяжёлую бабушкину шаль , скрывавшую её располневшую талию. Мишка незаметно подкрался сзади и сдернул неожиданно с неё платок: под фланелевым платьишком хорошо был виден округлившийся животик...

-Есть!-заорал он:" Катька, а Катька! Айда, полюбуйся на свою ненаглядную доченьку! Опозорила ! На всю деревню ославила!"

Мать выползла из маленькой комнатки, ели переставляя ноги и мутными глазами уставилась на прижавшуюся к стене дочку. Её запитая, сизая рожа несколько раз поменяла свой цвет от белого до багрового . Галке хотелось растворится в этой стене , нужно было бежать от этих скрюченных страшных рук тянущихся к ней , но ноги словно приросли к полу. Мамаша вцепилась ей в волосы и пыталась пнуть прямо в живот:"Щас я из тебя, падлюга гулящая, это отродье- то вышибу! Ишь чего удумала-плодиться здеся и размножаться. Тута и этих спиногрызов хватает, что твой непутёвый папаша понаделал, а сам на кладбище смылся, а я тут горе мыкай с вами ! Говори, гадина, с кем этого сураза прижила? Прям счас стащу тебя на евоный двор. Пускай своего выродка кормят!" Она подтащила Галку к двери и вытолкала её на мороз в чем та была. Галя успела только бабушкину шаль пуховую из рук Мишкиных вырвать.

Из сеней выскочил братишка Коленька и сунул ей в руки папин полушубок :"Галечка беги! А то они тебя порешат! Уже оделись да я валенки их попрятал. Беги сестричка!"

Вечерело, мороз крепчал. Галка надела полушубок,повязала шаль и вышла на дорогу. До соседней деревни Дородинки было три километра, там жила папина тётка баба Дуня. Больше ей деваться было некуда.

Избушка бабы Дуни стояла у самого края леса. Когда-то здесь жило три семьи как на хуторе, а сейчас осталась одна баба Дуня ,селиться никто рядом не хотел: побаивались её. Считали не то чтобы ведьмой, но знахаркой, точно. Коротка ты ,память людская-быстро забыли , что во время войны да и после, добрая половина односельчан появилась на свет благодаря знахарству Авдотьи Силовны-повитуха она была отменная. Это сейчас больница на больнице стоит -понастроили, а тогда на всю округу- Силовна всем лекарем была.

Уже ближе к полуночи постучала совсем замёрзшая и оробевшая Галка в окошечко бабы Дуниной избы. Очень боялась что ей не откроют! Но дверь отворилась сразу-будто бы её здесь ждали. "Ну входи, внучка, долго же ты ко мне собиралась. Я тебя с осени жду. Видать совсем невмоготу стало, коли пришлось тебе посередь ночи ко мне бежать?"

И потекли тихие , спокойные дни в маленьком домике на окраине села. Изредка забегали ребятишки с новостями из родительского дома. Куда подевалась Галя, мать с отчимом не догадывались, а скоро вовсе про неё думать забыли. Плохо всё там было. Сестрёнок и братьев было очень жаль, да помочь им пока она ничем не могла.

Пасха в этом году выдалось ранняя. В Страстную Пятницу Галя с бабой Дуней накрасили яиц, напекли булочек и куличей, сварили холодец. Ждали что дети придут. Галка чувствовала себя не в своей тарелке: какое-то смутное беспокойство одолевало её. Побаливала поясница и тянуло низ живота. Баба Дуня внимательно поглядывала на неё, от этого взгляда Галке было не по себе.

В ночь на Христово Воскресение не спалось. Как-то неспокойно было на душе. Мысли всякие лезли в голову. Встала Галя водички попить да засмотрелась в окно- ясная и тихая ночь светилась гирляндами низких звёзд. Не очень-то комсомолка Галя верила в Иисуса Христа , но было что-то в этой ночи необыкновенное, мистическое...

Всё произошло быстро: не успела она до кровати дойти, как отошли воды и спустя мгновение поясницу и низ живота скрутила такая невыносимая боль,что Галя невольно вскрикнула.

Проснулась баба Дуня уложила её на кровать ,а сама закружила по маленькой горенке приготавливая всё необходимое к родам.

Ещё солнышко не взошло , а Галочка родила сыночка . Назвала Петенькой в честь отца , а отчество решила будет "Павлович". Хоть и никакой Пашка отец, но кровь-то его в этом малыше есть...

-Ну и шустра же ты внучка ! Со всеми делами за три часа справилась. Не иначе ,как Господь Бог тебе в помощь! Счастливым будет наш Петенька : как-никак в Пасхальную святую ноченьку рождён!

Прошло пять лет. Много воды за эти годы утекло... Галя педучилище закончила, уже три года учит самых маленьких деток читать и писать. Петенька подрос, такой ладненький мальчишка с шоколадными глазами, как у Пашки и белокурыми кудряшками . Чем старше становится , тем больше на Завьяловых походит.

Ушла в мир иной бабушка Дуня, уж год миновал как Галя её схоронила. Легла вечером спать, а утром не проснулась. А три года назад, как раз под Новый,1989 год , случился пожар на родительском дворе. Люди рассказывали, что летняя кухня и баня, вспыхнули как свеча. От отчима Мишки и матери ничего не осталось, даже хоронить было нечего. Дети были в школе и не пострадали. Дом тоже удалось отстоять. Баба Дуня тогда сказала: "Бог, он всё видит! И по делам людским раздаёт."

Галя с Петенькой и бабой Дуней переехали в Ивановку, в родной дом. Она оформила опекунство над сестрами и братишками. Трудно было, но как-то удавалось выживать. На работу каждый день приходилось ходить в соседнее село.

Про Пашку всего-то и знала , что после учебки попал в Афганистан. Когда наши войска вывели от туда, он почему-то домой не вернулся. Завьяловы про эти дела помалкивали.

Последние два года тётка Вера Игнатьевна, Пашкина мать , зачастила к Галкиному двору. Встанет у калитки, во двор не идёт, смотрит на Петю и что-то сама себе шепчет, шепчет и слёзы концом головного платка утирает. В первый раз Галка испугалась: думала что она умом тронулась. Боялась что Пете чем-нибудь навредит, кто ж знает ,что у неё на уме?! Хотела поговорить , но тётка как только увидит ,что её заметили, сразу убиралась восвояси.

Перевстрела Галина как-то Зинаиду , Пашкину сестру, спросила, что за "фертеля" её мать выкидывает? Зинка-то и рассказала что, в конце 90 года пришла бумага из военкомата ,что Пашка пропал без вести. Он после срочной службы , якобы, контракт подписал и остался в армии, а где и что они не знали. Вот после этой-то бумаги мамаша и стала чудить. Как только Петеньку увидела в первый раз так и решила ,что он ей взамен Паши послан. А до этого о внуке и слышать не хотели ни она, ни отец!

Галя после этого разговора ночь не спала: всплыли откуда-то прошлые боль и обида на Пашку и не только это. Вспомнилось такое короткое и счастливое лето, руки его и губы, глаза шалые шоколадные и смех мягкий гортанный. Ничего не обещал, просто делал счастливой...

Что же это за напасть такая: за пять лет ни чего не забыла, спрятала куда-то эти счастливые мгновения и приказала себе не вспоминать. Повзрослела и расцвела, мужики вслед оглядывались, а она кроме сына ни кого вокруг не замечала. Он был её смыслом жизни ,её вселенной и её заботой...Она как будто заснула для всех кроме Петеньки ,а вот после этой бессонной ночи словно проснулась...

Месяц август катился к концу-скоро осень. Галя с Петенькой пришли на кладбище привести в порядок могилки родных перед зимой. Она красила оградку папиной могилы, а Петенька крутился рядом и вдруг он спросил : "Мам, тут мой папа похоронен, да?" "Нет, мой родной, здесь лежит твой дедушка. Он мой папа!" "А где же тогда мой? "

Галя бросила кисточку, посадила сына на колени, прижала к груди его кудрявую русую головку: "Сынок,слышишь как стучит моё сердце? Вот там и живёт твой папа! Так иногда бывает, что папы не могут быть с нами рядом и тогда они поселяются в нашем сердце."

Петенька поглядел на мать такими Пашкиными шоколадными глазами и спросил: "А у меня в сердечке он тоже поселится? Или это только с мамами бывает?" "Ты подрастёшь ещё немножко ,сыночек, и сам решишь , где он будет жить." Галя докрасила оградку , взяла Петеньку за руку и пошла к деревне...

На повороте у мостика через речку Змейку притормозил автобус, из него вышел мужчина в выгоревшем комуфляже с нездешним, южным загаром. Он спустился к воде, напился из пригоршни и закинув на плечо увесистый рюкзак по просёлочной дороге пошёл к Ивановке. Ветер трепал его волосы подёрнутые сединой , обдувал прохладой загорелое лицо и руки. Ветер принёс запах полыни , спелой пшеницы и поздней осенней ромашки -запах РОДИНЫ.

Мальчишка налетел на мужчину неожиданно вынырнув из-за поворота... Он чуть ни упал в дорожную колею, но мужчина успел подхватить его у самой земли. "Не ударился,пацан?" Русая кудрявая головёнка вскинулась и на мужчину глянули шоколадные глаза, совсем такие как у него самого!"Ты кто?" Ребёнок открыл рот чтобы ответить, но не успел. Вперёд него ответила подошедшая сзади женщина: "А это РЕШЕНИЕ нашего вопроса, Павел Викторович! Помнится мне вы,лет эдак шесть назад, предложили мне самой разобраться с неудобным для вас обстоятельством, ВОТ ТАК Я ЕГО И РЕШИЛА!"

-Галя...- только и успел он сказать... Галина забрала сына у него из рук и быстро пошла к деревне. До дома было рукой подать , да ноги у неё стали словно ватные. Она с трудом, будто брела против быстрой воды, переставляла их...

Павел догнал их у самой калитки :"Галя, подожди! Прости меня, дурака ! Ты сможешь меня простить, пусть не сейчас, хоть когда-нибудь?!" Она вошла во двор и оглянувшись сказала:"Поживём-увидим!"

А у заборов вдоль всей улицы цвели ромашки...Да как цвели!