Найти тему
Дороги России

Балаково, Балаково, Балаково – это где-то между Саратовом и Самарой

Оглавление

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 39.

Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!

2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.

10 000 остановок. 30 000 фотографий.

6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.

Все реки. Все стелы областей, районов, городов.

Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.

В этой части:

Автодорога: Региональная автодорога 63Р-00002 Ровное – Энгельс – Пугачёв – Николаевка (часть бывшей автодороги Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара).

Участок маршрута: Балаково – Быков Отрог – Кормёжка – Сухой Отрог.

Расстояние маршрута: 35 км.

Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.

Регион: Саратовская область.

Административный район: Балаковский район.

Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).

Природно-географическая зона: Поволжье.

Часть природно-географической зоны: Нижнее Поволжье.

Обширная составная часть природного района: Заволжье.

Подраздел обширной составной части природного района: Низкое Заволжье.

Рельеф местности: Сыртовая равнина.

Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.

= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =

День в пути: 4-й день.

-2

Металлургический завод «Балаково» (трасса Р226, 528-й км).

Проехав по мосту через реку Большой Иргиз, вскоре мы приближаемся к городу Балаково – третьему по населению городу в Саратовской области (после Саратова и Энгельса) и 101-му в России. Сегодня население Балаково составляет около 187 тысяч человек, и до юбилейного сотого места в стране ему не хватает лишь каких-то пары тысяч дополнительных людей. Однако таковых в ближайшее время здесь явно не предвидится – население города стремительно сокращается, возможно, в связи с тем, что Балаково, являясь крупнейшим промышленно-энергетическим центром Поволжья, входит в список городов России с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, из-за чего среди его населения большие показатели заболеваемости и смертности. Это объясняется наличием в городе огромного количества различных предприятий и заводов, специализирующихся на химической промышленности, энергетике, строительстве и металлургии, деятельность которых негативно отражается на окружающей среде. Так что вся надежда на город Прокопьевск Кемеровской области, занимающий сейчас по численности населения 100-е место в стране, и у современного Балаково есть все шансы обойти его, ведь в Прокопьевске количество жителей сокращается не менее стремительно, чем здесь.

-3

Балаково является единственным городом в России, в котором в середине XX века было построено целых пять объектов со статусом Всесоюзных ударных комсомольских строек – глобальных проектов СССР, возводившихся «всей страной»: комбинат «Химволокно», Саратовская ГЭС, Саратовский оросительно-обводнительный канал, Балаковский завод фосфорных удобрений и Балаковская АЭС. О каждом из них мы поговорим сегодня более подробно, а некоторые даже увидим собственными глазами. Помимо вышеуказанных гигантов в городе работает немало других, более мелких предприятий, и прямо сейчас рядом с нами – новый металлургический завод «Балаково», введённый в эксплуатацию в 2013 году. Мини-завод сортового проката производительностью 1 миллион тонн строительной продукции в год, выпускающий арматурный прокат, стальной уголок и стальной швеллер, изначально принадлежал череповецкой компании «Северсталь», но в 2019 году был выкуплен предприятием «Абинский электрометаллургический завод» (Краснодарский край).

-4

Слева от трассы Р226 мы видим, как на металлургическом заводе «Балаково» вовсю кипит работа, складская площадка заполнена огромными кучами металлолома, а на переднем плане возвышается большой жёлтый козловой магнитный кран, предназначенный для погрузочно-разгрузочных работ. Металлургический завод территориально не входит в состав Балаково, однако уже сразу за ним начинается большая промышленная зона в черте самого города.

-5

Балаковская ТЭЦ-4 (трасса Р226, 529-й км).

Балаковская ТЭЦ-4, огромные толстые охладительные башни-градирни которой хорошо видны слева от трассы, запущенная в эксплуатацию в 1962 году, спустя 21 год, после пуска агрегатов третьей очереди, стала крупнейшей по мощности в Саратовской области и одной из самых мощных станций во всём Поволжье – её установленная энергетическая мощность достигла 465 МВт, а установленная тепловая – 1532 Гкал. Сейчас эта теплоэлектроцентраль обслуживает более 1 тысячи жилых домов в Балаково и несколько крупных предприятий города, хотя изначально строилась лишь для обеспечения тепло- и электроснабжением комбината «Химволокно». Балаковский завод волоконных материалов, возглавивший список Всесоюзных ударных строек города как комбинат «Химволокно», начал строиться в 1959 году и вскоре стал одним из градообразующих предприятий. Завод являлся крупнейшим производителем вискозного корда, штапельного и полипропиленового волокна, а также вискозной текстильной нити в стране, кроме того здесь выпускалась серная кислота, сероуглерод, целлофан и углеродные волокна. Это химическое предприятие являлось главным загрязнителем окружающей среды в Балаково, и когда в 2015 году на его промплощадке были обнаружены пролежавшие более 10 лет залежи серы, в связи с чем было возбуждено уголовное дело, то спустя два года завод прекратил своё существование. Сейчас большинство его цехов полностью разрушены, оборудование порезано на металлолом (хорошо, что везти недалеко – новый металлургический завод, как знали, построили рядом), а на сохранившейся небольшой территории работает предприятие «Аргон» и ряд других, более мелких компаний.

-6

Стела «Балаково» (трасса Р226, 531-й км).

Город Балаково известен с 1738 года как казачье луговое владение Балаков Юрт, однако датой его основания принято считать 14 декабря 1762 года, когда императрица Екатерина II издала манифест, призывающий старообрядцев, бежавших от преследований в Польшу, вернуться в Россию и поселиться на выделенных для них землях в Заволжье. Понаехавшими старообрядцами было основано несколько новых поселений у рек Большой и Малый Иргиз, в том числе и село Балаково, которое получило статус города лишь в 1911 году, входя в тот период времени в состав Самарской губернии. По одной из версий, название «Балаково» произошло от татарского слова «балык», что означает «рыбный», а по другой – от украинского «балакать», то есть «говорить», «болтать». С началом возведения объектов Всесоюзных ударных строек в жизни города началась новая эпоха, Балаково преобразовался в современный промышленный центр, а численность его населения, составляющая до этого всего 26 тысяч человек, к началу 90-х перевалила уже за 200 тысяч. Интересно, что в России существует всего два города, где одновременно располагаются ГЭС, ТЭЦ и АЭС – это Балаково и Волгодонск. Историческая часть Балаково сейчас находится на острове, который расположен на реке Волге и отделён от новой, материковой части, застроенной в советские годы на левобережье, судоходным каналом. Балаково является родиной советского эстрадного певца Сергея Челобанова, участника ВИА «Поющие Сердца» (будущая рок-группа «Ария»), «Интеграл» и других, менее известных; в начале 90-х ему приписывали роман с Аллой Пугачёвой, который даже называли гражданским браком. Более интересный певец и композитор, уже современной эстрады, родившийся в Балаково – Денис Майданов. А ещё здесь провёл детство известный красноармеец, участник Первой мировой и Гражданской войны, герой многочисленных анекдотов Василий Иванович Чапаев.

-7

На 531-м километре автодорога Р226 упирается в Т-образный перекрёсток: трасса в Самару здесь уходит направо, налево дорога сворачивает в Балаково, а прямо – в стелу с названием города для зазевавшихся водителей. Интересно, как её ещё до сих пор не снесли – в Новокузнецке на таком же точно перекрёстке стелу города проверяют на прочность регулярно, и там для водителей нередко всё заканчивается трагически. Перед перекрёстком есть несколько неаппетитных придорожных кафешек, но кушать среди многочисленных дымящих труб балаковских заводов как-то не очень привлекательно. Если повернуть в сторону Балаково и проехать через промзону в окружении заводов, затем мимо жилых микрорайонов города выехать на остров к его исторической части, и дальше переехать Волгу по плотине Саратовской ГЭС, то можно попасть на трассу Р228 Волгоград – Саратов – Сызрань, ведущую в Самару по ту сторону реки. По той трассе я проезжал в 2016 году, можно почитать здесь. Саратовская гидроэлектростанция строилась с 1956 по 1971 годы, но так как Всесоюзной ударной стройкой была признана лишь в 1965 году, поэтому и является второй комсомольской стройкой в городе после комбината «Химволокно». Саратовская ГЭС, входящая в состав Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций, является по порядку седьмой ступенью на Волге из восьми. Её плотина образовывает Саратовское водохранилище, территория которого занимает часть Волги от города Балаково до города Жигулёвска вверх по течению, и поэтому в Самаре мы видим Саратовское водохранилище, а в Саратове, ниже по Волге – уже Волгоградское. Затопление Саратовского водохранилища происходило с 1967 по 1968 годы. Интересно, что желая получить дешёвую электроэнергию, в советские годы в Поволжье была затоплена территория, равная Словении, лишив малой родины более полумиллиона человек, некогда проживающих на землях, оказавшихся под водой – таков результат строительства цепочки гидроэлектростанций на Волге, общая площадь водохранилищ которой составила около 20 тысяч квадратных километров. Средняя годовая выработка Саратовской ГЭС составляет 5670 миллионов кВт/ч, установленная мощность – 1427 МВт, а машинный зал длиной 990 метров – самый протяжённый в России. По сооружениям ГЭС проложены автомобильный и железнодорожный переходы через Волгу.

Авария в Новокузнецке со стелой города 2 августа 2018 года (фото из интернета)
Авария в Новокузнецке со стелой города 2 августа 2018 года (фото из интернета)

Недалеко от стелы «Балаково» рядом с Балаковской ТЭЦ-4 расположено ещё несколько заводов, о которых вкратце тоже хотелось бы упомянуть. Предприятие «Балаковорезинотехника» было основано в 1968 году как завод резиновых технических изделий, но в список Всесоюзных ударных строек города не попало. На сегодня это ведущий производитель резинотехнических изделий, выпускающий более 6 тысяч наименований автозапчастей для заводов «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «ГАЗ», «ПАЗ», «УАЗ» и других. Да, да, помню, покупал как-то на свои «Жигули» втулки стабилизатора поперечной устойчивости и подушки крепления заднего амортизатора от этого производителя и долго пытался прочитать на этикетке длинное название этого завода. Неподалёку находится «Вагоностроительный завод», который был запущен в 1967 году как завод запасных деталей для комбината «Химволокно» и других предприятий страны. Комплектующие узлы, детали и конструкции для железнодорожных вагонов здесь стали производить только с 2010 года, однако сами вагоны выпускаются в городе Энгельсе уже на совсем другом предприятии. По соседству с «Вагоностроительным заводом» находится литейный завод «Балаково-Центролит», основанный в 2011 году и специализирующийся на производстве отливки для грузового железнодорожного транспорта, в том числе готовых вагонных тележек. В исторической части города, той, что на острове, хочу отметить старейшее балаковское предприятие, основанное в 1899 году инженерами Яковом и Иваном Мамиными как «Специальный завод нефтяных двигателей братьев Маминых» – ныне это «Волжский дизель имени Маминых» («Волгодизельмаш»), производящий дизельные и газопоршневые двигатели, агрегаты и электростанции, а также автозапчасти и оборудование для судов, самосвалов, экскаваторов и железнодорожного транспорта. Именно там были произведены первые опытные образцы первых советских колёсных тракторов, в том числе и простейший трёхколёсный трактор «Карлик», который позже серийно выпускался в городе Марксштадте (ныне Маркс).

-9

Трасса Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, 531-й км.

Балаковская АЭС – пятая и последняя Всесоюзная ударная стройка города (о третьей и четвёртой поговорим чуть позже, когда будем проезжать рядом с ними). Атомная электростанция расположена на берегу Саратовского водохранилища, в стороне от города, примерно в 19-и километрах от стелы «Балаково» по прямой. Лучший вид на неё открывается с противоположного, высокого берега Волги, а отсюда её совсем не видно. По выработке электроэнергии Балаковская АЭС, первый энергоблок которой был запущен в эксплуатацию в 1985 году, а всего сейчас их работает четыре, сегодня является одной из крупнейших в России, ежегодно производя более 30 миллиардов кВт/ч, что составляет 1/7 часть выработки от всех АЭС в стране. Уступает она только Ростовской АЭС, расположенной в городе Волгодонске, которая после запуска в 2018 году четвёртого энергоблока вышла на первое место в стране. Интересные данные приводит Википедия, которая говорит, что более 60% сотрудников Балаковской АЭС имеют высшее или среднее образование. Это что же получается, из каждых десяти человек на предприятии четверо закончили в лучшем случае только школу? На Т-образном перекрёстке возле стелы «Балаково» мы поворачиваем направо, и продолжаем движение по трассе Р226 в сторону Самары.

-10

Село Быков Отрог (трасса Р226, 531-й км).

Сразу после перекрёстка мы проезжаем по окраине села Быков Отрог, основанного в 1748 году крестьянами, переселёнными с противоположного берега Волги по причине недостаточного количества там свободных земель. Однако если посмотреть на карту, то плотность населения правобережья Волги вряд ли напоминает состояние Москвы, чтобы говорить о нехватке земли, и здесь, скорее, сыграла главную роль политика страны середины XVIII века, направленная на активное заселение Низкого Заволжья. Чуть позже к крестьянам, чтобы им скучно не жилось, подселили старообрядцев, а к 1970-му году население увеличилось за счёт жителей соседнего села Николаевка, снесённого для постройки на его месте завода фосфорных удобрений. Для наглядности за табличкой с указанием названия села Быков Отрог установили дорожный знак «Перегон скота», изображающий быка.

-11

Балаковский завод фосфорных удобрений (трасса Р226, 536-й км).

После Быкова Отрога трасса Р226 выруливает на прямой пятикилометровый участок дороги, ведущий к длинной плоской белой горе, представляющей собой промышленные отходы фосфогипса Балаковского завода фосфорных удобрений, из высоких труб которого уходит высоко в небо ядовитый белый дым. Высота самой большой дымовой трубы этого завода, которая впервые в стране была изготовлена не из железобетона, а полностью из металла, составляет 180 метров.

-12

Балаковский завод фосфорных удобрений (трасса Р226, 538-й км).

Балаковский завод фосфорных удобрений начал строится на месте бывшего села Николаевка в 1970 году и уже через пару лет получил статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки, четвёртой к тому времени в городе, благодаря чему был достроен в кратчайшие сроки и уже в 1973 году выпустил свою первую продукцию. Производство было направлено на выпуск качественных сельскохозяйственных минеральных удобрений, и если в первые годы здесь изготавливали только серную и фосфорную кислоту, которые были необходимы для производства сложных удобрений, то уже с 1975 года наладили выпуск двойного суперфосфата – водорастворимого удобрения, применяемого на любых видах почв для полноценного роста и развития растений, а с 1984 года – удобрения аммофоса, повышающего плодородность грунта и широко использующегося для выращивания многих огородных культур.

-13

Сам завод впоследствии неоднократно менял своё название: одно время это был «Балаковский химический завод», позже известен как «Балаковские минеральные удобрения», а с начала XXI века он стал филиалом АО «Апатит», входящим в состав российского химического холдинга «ФосАгро» – одного из мировых лидеров и крупнейшего в Европе по объёмам выпуска фосфоросодержащих минеральных удобрений. Сегодня Балаковский филиал АО «Апатит» является одним из крупнейших в Европе производителей кормовых фосфатов и удобрений, а также единственным в России изготовителем кормового монокальцийфосфата, используемого в качестве пищевой добавки в рацион сельскохозяйственных животных и птиц. Кроме удобрений, в настоящее время здесь выпускают различные кислоты, такие как опиум олеум, серная кислота различных марок и осветлённая фосфорная кислота, которые используются как для производства самих удобрений, так и для изготовления бытовой химии, лекарств и даже продуктов питания, а ещё они широко применяются в металлургический и нефтяной отраслях. Также современный завод производит кремнефтористый натрий, использующийся для фторирования питьевой воды и в качестве компонентов для изготовления строительных материалов.

-14

Стела «ФосАгро» (трасса Р226, 539-й км).

На 539-м километре трассы Р226 у поворота на проезд Химиков, ведущего к территории завода, установлена красивая стела «ФосАгро» с цветочком, растущим из земного шара, которая расположена прямо на фоне огромного белого отвала, куда самосвалами безостановочно выгружаются отходы радиоактивного фосфогипса, разлетающегося по ветру во все четыре стороны этого самого земного шара. За стелой виднеется бело-серое здание «Балаковского завода минеральных наполнителей» – небольшого предприятия, производящего минеральный порошок на основе природного доломита, добываемого на Тарабукинском месторождении в Республике Бурятия, и не имеющего никакого отношения к расположенному рядом заводу фосфорных удобрений холдинга «ФосАгро».

-15

Белая гора промышленных отходов фосфогипса (трасса Р226, 539-й км).

Вплотную приблизившись к длинной плоской белой горе промышленных отходов фосфогипса Балаковского завода фосфорных удобрений, получаемых при смешивании серной кислоты и апатитов, трасса Р226 проходит прямо рядом с её южными склонами, поэтому каждый, кто хоть раз проезжал здесь, просто не мог не обратить на неё внимание – настолько необычно и интересно смотрится эта белоснежная рукотворная гора на общем пейзаже низменной Сыртовой равнины. Сейчас высота отвала отходов производства фосфорных минеральных удобрений достигает 75 метров, и поскольку ежегодно белая гора продолжает расти на 2,7 миллионов тонн, то в ближайшее время, чтобы не расширяться в сторону, планируется увеличить её высоту уже до 100 метров.

-16
-17

Геологи Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского, которые на протяжении многих лет исследовали влияние Балаковской АЭС на окружающую среду с точки зрения радиоактивности, выявили странное несоответствие – вместо ожидаемых химических элементов, выбрасываемых в атмосферу атомной электростанцией, обнаружили совершенно другие: радиоактивный изотоп калий-40, торий и уран. При разматывании запутанного клубка выяснилось, что АЭС здесь абсолютно ни при чём, а данные химические элементы содержатся в мурманских апатитах, поставляемых для переработки с Кольского полуострова на Балаковский завод фосфорных удобрений.

-18
-19

Оказывается, содержание радиоактивных элементов в отвалах фосфогипса превышает предельно допустимые концентрации и формирует сильный эффект загрязнения окружающей среды в радиусе нескольких десятков километров, представляя особую экологическую опасность. Развеваясь ветром и растворяясь в атмосферных осадках, десятки лет отходы фосфогипса загрязняют почву и реки, создавая повышенный радиационный фон. Получается, что завод, построенный для производства удобрений, оказывающих благоприятное влияние на почву, тут же эту почву и загрязняет своими же отходами. Однако руководство предприятия называет цифру уровня радиационного фона белой горы 7 мкР/ч, что даже ниже средней допустимой нормы, поэтому завод активно продаёт отработанную породу фосфата для изготовления строительных материалов, использования в цементной промышленности и в качестве дорожного покрытия под асфальт, называя её экологически чистым продуктом. А вы не хотели бы построить свой дом из белых блоков фосфогипса?

-20
-21

Река Большой Иргиз (трасса Р226, 539-й км).

Справа к трассе Р226, прямо напротив белой горы, одной из своих многочисленных излучин-извилин подходит река Большой Иргиз, делая здесь очередной петлевой разворот на 180° в форме подковы. Внутри этой загогулины находятся пойменные луга, обильно залитые паводковой водой. Руководство Балаковского филиала АО «Апатит» утверждает, что дождевая вода, стекающая с белой горы фосфогипса, попадает не в грунт, который плотно защищён герметичной стеной, а в специальные лотки, расположенные по периметру отвала, по которым загрязнённая вода попадает в очистители, находящиеся на самом заводе, и дальше поступает на производство. При этом на загрязнение реки Большой Иргиз, якобы, влияют другие предприятия, расположенные выше и ниже по её течению. Хорошо, а что насчёт ветра? Начальник отвала, а есть, оказывается, и такая должность, Александр Шибаев не будем называть его имени, говорит, что фосфогипс для наибольшей плотности дополнительно утрамбовывается транспортом. Всё, у меня вопросов больше нет.

-22

Белая гора промышленных отходов фосфогипса (трасса Р226, 541-й км).

Объехав белую гору фосфогипса вдоль южного склона, напоследок мы видим её уже в довольно заросшем, грязно-зелёном виде, да и цвет её белых участков, до которых ещё не добралась трава, с этой стороны не такой и уж белый, а скорее серо-буро-пошкарябанный. Вероятно, это более старая часть отвала, куда сейчас не ступает нога человека, хотя руководство завода утверждает, что растительность, в основном, высаживается здесь искусственным образом, опять же, для придания отвалу большей прочности. Кстати, забыл сказать, что прямо у подножия радиоактивной белой горы на трассе Р226 есть небольшое кафе и даже мотель в виде вагончика, так что в случае хорошего аппетита или склонности ко сну – добро пожаловать!

-23

Село Кормёжка (трасса Р226, 547-й км).

Хотя для особо голодающих я бы посоветовал всё-таки немного потерпеть, удалившись подальше от балаковских промышленных предприятий, тем более, что впереди вас ожидает село Кормёжка, к которому, как и положено, какая-то придорожная кафешка прилагается. Село Кормёжка было основано в начале XVIII века и получило своё название, вероятнее всего, из-за того, что здесь останавливались поесть и накормить своих лошадей путники, хотя местным больше нравится придание, согласно которому в этом месте проезжала и кормила лошадей сама Екатерина II. Село Кормёжка являлось одним из старейших старообрядческих поселений на Большом Иргизе, и в одно время его западная часть даже отделилась от раскольников в виде православной деревни Журавлиха, однако в советские годы эти два населённых пункта снова были объединены.

-24

Трасса Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, 554-й км.

В селе Кормёжка к трассе Р226 вплотную подходит Саратовский канал имени Е.Е.Алексеевского и на протяжении следующих 13 километров он будет идти параллельно дороге слева, пока та, наконец, не пересечёт его по мосту, после чего ещё пару ближайших километров они будут проходить рядом, и затем их пути разойдутся окончательно. Какое-то время мы ехали вдоль канала в надежде увидеть его из окна автомобиля, и хотя расстояние между нами местами достигало не более 60 метров, он постоянно скрывался за небольшой защитной насыпью, протянувшейся параллельно дороге. Тогда мы остановились в первом попавшемся месте, а именно на 554-м километре трассы Р226, и я решил прогуляться к этому каналу, потому что, несмотря на дождь, любопытство брало верх, и очень хотелось увидеть, что же там прячется, за этой насыпью.

-25
-26

Мышиный горошек (трасса Р226, 554-й км).

Пробираясь между трассой и каналом сквозь высокие заросли травы и при этом по пояс промокнув, я обратил внимание на яркий красивый сиреневый ковёр сорного растения, которое называется Горошек мышиный, а в простонародье Вика. Отличить его от других фиолетово-лиловых травянистых растений можно по форме сгруппировавшихся попарно тонких линейных листьев. Мышиный горошек широко применяется в народной медицине, в первую очередь в качестве заживляющего и кровоостанавливающего средства, а вот его семена, съеденные в большом количестве, обладают ядовитым действием, правда, говорят, на вкус они настолько противные, что много съесть их вряд ли кому-то захочется.

-27
-28

Кавальер Саратовского канала имени Е.Е.Алексеевского (трасса Р226, 554-й км).

Защитная насыпь Саратовского канала имени Е.Е.Алексеевского, помимо того, что немного приподнята над уровнем трассы, ещё и сильно заросла по краям деревьями и кустарниками, поэтому шансов увидеть канал нет ни то, что с дороги, но даже с самой насыпи сделать это довольно проблематично. Земляной вал правильного профиля вдоль канала, который был образован в результате отсыпки грунта во время его разработки и служащий для защиты от сточных вод и заносов, в терминологии дорожного строительства называется кавальер. По кавальеру Саратовского канала, судя по следам, кто-то проезжал на колёсном транспорте, не иначе как карета принцессы, запряжённая тройкой лошадей, проследовала к своему замку мимо бастионов с установленными на них оборонительными сооружениями – кавальерами.

-29

Саратовский оросительно-обводнительный канал имени Е.Е.Алексеевского (трасса Р226, 554-й км).

Саратовский оросительно-обводнительный канал, ставший третьей Всесоюзной ударной комсомольской стройкой города Балаково, был возведён с 1967 по 1972 годы на засушливых территориях саратовского Заволжья, и стал его главной водной артерией. Прежде местные реки часто пересыхали, засуха повторялась примерно раз в три года, земли превращались в пустыни, а из-за нехватки питьевой воды гибли люди и скот. Воду для населения подвозили железнодорожными цистернами, тракторами и автомобилями. Мелиоративный канал берёт своё начало в Балаково, где на берегу Саратовского водохранилища, а точнее на судоходном канале, разделяющем город на две части, прямо среди многоквартирных домов установлен головной водозабор, который балаковцы называют «бурлилка». Первая, самотёчная часть канала, которую мы видим вдоль трассы Р226, имеет проходную способность 112 м³ воды в секунду – здесь вода переливается из Волги в реку Большой Иргиз, и дальше канал идёт какое-то время по руслу этой реки в виде Сулакского водохранилища.

-30

После Сулакского водохранилища из реки Большой Иргиз выходит магистральная часть канала, предназначенная для орошения и обводнения земель, а также для водоснабжения населённых пунктов, находящихся в засушливых районах Саратовской области. Общая протяжённость Саратовского канала от города Балаково до города Ершов составляет 126 километров, на протяжении которых рядом с населёнными пунктами-потребителями расположено несколько водохранилищ и прудов. Саратовский канал подаёт воду в реку Малый Узень, в которую напрямую впадает у города Ершов, а также в реки Большой Узень и Еруслан, к которым от него проведены дополнительные распределительные каналы. Расходящаяся от основного канала сеть трактов подачи воды к малым рекам и отдалённым населённым пунктам имеет общую протяжённость более 1000 км, благодаря чему система каналов охватывает 11 левобережных районов Саратовской области, на орошаемой территории которых проживает 350 тысяч человек. Более того, по реке Еруслан вода подаётся и в Волгоградскую область, а по рекам Большой и Малый Узень – в Казахстан. Саратовскому оросительно-обводнительному каналу в 1979 году было присвоено имя Евгения Евгеньевича Алексеевского – советского государственного деятеля, первого министра мелиорации и водного хозяйства СССР.

-31

Село Сухой Отрог (трасса Р226, 559-й км).

Село Сухой Отрог, как и предыдущее село Кормёжка, так же зажатое между Саратовским каналом и рекой Большой Иргиз вместе с трассой Р226, было основано в конце XVIII века старообрядцами и православными крестьянами, и раньше по народному называлось просто Суховка, поскольку, как считали местные жители, летом их село обходили стороной дожди, а зимой снега. Насчёт зимы ничего сказать не могу, а вот с летом, судя по погоде, крестьяне явно что-то напутали.

-32

Саратовский оросительно-обводнительный канал имени Е.Е.Алексеевского (трасса Р226, 560-й км).

На 560-м километре трассы Р226 мы проезжаем через Саратовский канал по мосту, и здесь, в отличие от видов с насыпи-кавальера, где сильно мешали заросли деревьев и кустарников, он предстаёт перед нами во всей красе, так что под дождём по мокрой высокой траве там можно было и не бегать.

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)

Как собраться в длительное автопутешествие, если денег почти нет

Маршрут:

День 1 Ростов-на-Дону Каменск-Шахтинский Миллерово Богучар Петропавловка Заброды

День 2 Заброды Калач Воробьёвка Новохопёрск Поворино Пески

День 3 Пески Балашов Калининск Лысые Горы обход Саратова Маркс

Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область

Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино

Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов, Р226 Волгоград - Энгельс - Пугачёв - Самара …

Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».