Найти в Дзене
Посмотрим

"Моление о чаше" Врубеля: шедевр, погибший из-за влюблённости художника, и сохранившиеся работы с Христом

В конце 1880-х Врубель неоднократно обращается к образу Христа. Вспомним картину, которую он собственноручно загубил, и те работы, которые сохранились

В воспоминаниях Михаила Нестерова о Михаиле Врубеле есть одновременно смешной и трагический эпизод, который относится к рубежу 1888-1889 годов, когда Врубель жил в Киеве и его волновали две вещи - образ Христа и выступавшая тогда в городе цирковая наездница Анна Гаппе: в ту зиму в Киеве гастролировал немецкий цирк Альберта Шумана. Вот что рассказывает Нестеров.

- Однажды, еще в Киеве, в мастерской Врубеля появилось большое полотно: на нем была изображена одна из самых решительных, трагических страниц евангельской истории - «Моление о чаше». Гефсиманский сад, залитый про­зрачным, мягким лунным светом; в глубине сада - молящийся изнемогающий Иисус. И то, что увидели случайно заглянувшие к еще спящему утром Вру­белю Васнецов и Прахов, поразило их несказанно. Они разбудили объятого сном невинности художника, полные неописуемого восторга от им сделанного, а он, протирая глаза, недоуменно их слушал, слушал, как они умоляли не трогать, не прикасаться к чудной картине, просили его дать им слово в этом. И он, беспечный, им его дал (это так просто - дать слово). Посетители уехали с тем, чтобы через час явиться втроем. Они успели побывать у Ивана Нико­лаевича Терещенки, любителя хорошего искусства, убедить его поехать с ними, чтобы и он увидел новое чудо, сотворенное Врубелем, и, если можно, приобрел его в свое собрание. Все устроилось как нельзя лучше, «Моление о чаше» Терещенко так же восхитило, как и Прахова с Васнецовым, и, к общему удовольствию, вещь была у Врубеля приобретена. Деньги были уплачены вперед, с одной лишь просьбой, чтобы Михаил Александрович к картине больше не прикасался...
В это время в киевском цирке появилась некая Анна Гаппе - наездница, проделывающая очень сложные номера, перепрыгивая под музыку через ряд обручей, что по ее пути держали «рыжие». Наш Михаил Александрович успел увидеть, познакомиться, плениться и пленить (ведь он в тот час был «бога­чом», продав свое «Моление о чаше» Терещенко) очаровательную, единствен­ную, ни с кем не сравненную наездницу. И как-то после представления, после всех удивительных номеров, что проделывала в этот вечер Анна Гаппе, после ужина, Михаил Александрович очутился у себя в меблирашках, объятый непреодолимым желанием написать Анну Гаппе. На несчастье, не оказалось холста, но тут Михаил Александрович увидел свое изумительное «Моление о чаше» - и тотчас же у него сверкнула «счастливая» мысль: на этом холсте, не откладывая ни минуты, под свежим впечатлением написать, хотя бы эскизно, тот момент, когда очаровательная Анна Гаппе появляется на арене цирка, стоя на коне, и под звуки музыки и директорского хлыста начи­нает свои полеты через ряд обручей. Михаил Александрович с утра до вечера проработал над Анной Гаппе, и, лишь когда совсем стемнело, на холсте от «Моления о чаше» остался лишь небольшой незаписанный угол.
На другое утро явился Прахов и, к своему ужасу, увидел содеянное Врубелем накануне.


Увы, даже в испорченном виде холст не дошел до наших дней - иначе можно было с помощью современных технологий заглянуть под верхний красочный слой. Интересно, что из-за увлечения наездницей Врубель испортил не только своё "Моление о чаше": портреты Анны Гаппе он написал также поверх своих полотен "Богородица" и "Адам и Ева". Очевидцы были в восторге от записанных полотен, а вот от портретов Анны Гаппе никто из них в восторг почему-то не пришёл.

К счастью, ещё одну картину "Моление о чаше" Врубель написал в 1887-м - за год до прибытия в Киев цирка с Анной Гаппе. И эта картина уцелела. Написал он её по заказу - для церкви села Мотовиловка Киевской губернии. Сейчас работа хранится в Киевской картинной галерее (бывший Киевский музей русского искусства).

Очевидно, что картина Врубеля с Христом, обращающимся накануне своего последнего земного дня с ночной молитвой в Богу-отцу ("Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты " - Евангелие от Матфея), создана под впечатлением от картины Николая Ге на ту же тему. Смотрите обе работы в галерее ниже:

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Шишкин, Врубель и Шагал в фильме "Москва слезам не верит"

И подписывайтесь на мой Телеграм-канал "Картины в кино" !