1. Общее описание, история создания информационных систем в транспортной отрасли.
В современном мире IT-системы являются для логистических компаний и для самих грузовладельцев краеугольным камнем в вопросах управления доставкой грузов, складскими операциями или операционной деятельностью. Функционал логистических решений может использоваться отдельно или совместно, в зависимости от задач каждой отдельно взятой компании.
Технологии помогают сократить число механических ошибок и снизить влияние человеческого фактора в работе, а также способствуют повышению продуктивности складских и транспортно-логистических операций как самого предприятия, так и партнеров по цепи поставки.
В России развитие транспортно-логистических процессов проходит значительно медленнее, чем в странах Западной Европы и США. Данная проблема связана с тем, что компании понимают масштабность транспортной сети по всей России и бояться браться за такой большой объем работы, не имея уверенности в положительных результатах и большой экономии за счет оптимизации.
В последние годы в России развитие транспортной логистики уходило на второй план и основной акцент был направлен на оптимизацию складской логистики, так как данная область более прозрачна и проекты чаще всего имеют не такой широкий охват, в отличие от проектов по внедрению систем управления транспортной логистикой.
Вследствие чего появилась существенная разница в распространённости программного обеспечения по управлению транспортной логистикой между Россией и другими развитыми странами, которая сказалась на рентабельности перевозок у российских компаний. В настоящее время рынок транспортных услуг активно развивается. Внедрение более современных информационных систем в сочетании с телеметрическими сервисами (контроль температурного режима, мониторинг перемещения транспортного средства и др.) для контроля за транспортировкой груза позволяют осуществить оптимальную последовательность операций и контроль исполнения поставок на всей цепи продвижения грузов от производителя к потребителю.
Для улучшения качества логистических услуг перевозчикам и производственным компаниям необходимо качественное планирование маршрутной сети и оптимальный подбор транспортных средств, что позволит минимизировать затраты времени на перевозку товара и снизить логистические издержки. Реализация на практике данного направления, несомненно, повлияет на доходы компаний и определит их дальнейшее будущее.
Информационные технологии являются в настоящее время популярными инструментами, с помощью которых осуществляется модернизация в транспортной сфере. Функционирование современной информационной системы управления транспортно-логистическими процессами основано на создании единого информационного пространства для всех участников, взаимодействующих между собой на различных этапах логистического цикла. Сегодня большинство логистических провайдеров стремится к созданию динамичных цепей поставок, чтобы отвечать на изменение волатильности на рынке транспортных услуг и потребностей клиентов, следовательно, гибкие IT-решения становятся все более важной частью в проектировании логистического цикла.
При этом в условиях неопределенности воздействия внешней среды, взаимодействия множества независимых элементов в транспортной системе, разрозненности транспортных процессов по времени и охвату основное внимание уделяется оперативному управлению транспортными операциями.
Современное развитие информационных технологий, в некоторой степени, повысило степень использования математических методов в планировании транспортных процессов. Однако их использование требует существенных финансовых затрат на разработку и обучение персонала. Таким образом, при принятии решения о внедрении систем по управлению транспортной логистикой необходимо оценить предполагаемые положительные изменения в процессе транспортировки и провести качественный (удобство работы пользователя с новой системой) и количественный (оценка изменения логистических издержек от внедрения системы) анализ.
2. Системы класса TMS, в том числе другие системы для транспортной логистики: класса FMS, CTMS, MRO, GIS
TMS - Transportation Management System (система управления транспортом) позволяет планировать и повысить качество процесса доставки, управлять автопарком и оптимизировать всю цепь поставки. Такие системы могут также предоставлять дополнительный функционал, такой как: онлайн-мониторинг поставки, совместное создание и управление графиком поставок, тендерные закупки грузоперевозок и многое другое.
TMS обеспечивает расчет стоимости перевозки различными видами транспорта, агрегирует таможенные затраты и данные о погрузочно-разгрузочных работах, отслеживает сроки перевозок. Одна из задач системы — по запросу менеджера мгновенно выдать информацию о том, где находится груз, каковы сроки его доставки.
TMS – важная часть управления цепью поставок. Это набор инструментов, который позволяет поставщикам, перевозчикам и заказчикам автоматизировать логистические процессы, сокращать расходы на перевозки и экономить время.
Качественная TMS дает компании следующие преимущества, помогая:
- упростить процессы: к примеру, многие TMS умеют автоматически выбрать транспортную компанию , основываясь на типе груза, маршруте и прошлом опыте сотрудничества;
- отслеживать грузы: помимо традиционного GPS-трекинга, система помогает оптимизировать маршрут перевозки или перестроить его из-за непредвиденных обстоятельств;
- собирать данные в одном месте: если компания контролирует 20 точек, каждая из которых отправляет по 5 грузов в неделю, это означает, что еженедельно ей приходится сформировать 100 комплектов документов. TMS автоматически составляет документы для перевозки и отчеты, анализирует данные и помогает выявить ошибки и несоответствия.
Программы для служб доставки
ПО для грузоперевозок
Сервис автоматизации служб доставки. Управление заявками. Распределение заявок между курьерами. Ведение финансового отчета Приложение для курьера. Контроль местоположения курьеров. SMS информирование. Автоматизация пунктов выдачи заказа и склада.
Онлайн сервис для оперативной работы транспортно-экспедиционных компаний. Создавайте заявки на перевозки, упорядочите документы, контролируйте работу менеджеров-логистов, отслеживайте рентабельность компании.
Облачный сервис для автоматизации транспортной логистики и может поставляться как в SaaS формате ( software as a service - одна из форм использования приложений, когда приложение стоит не на компьютере у пользователя под столом, а где-то далеко «в облаке»), так и с установкой на серверы заказчика. Позволяет оптимизировать маршруты. Интеграция ГЛОНАСС/GPS мониторингом транспорта.
Программа для автоматизации службы доставки. Поможет быстро оформлять заказы, распределять их по курьерам, взаимодействовать с клиентами и контролировать работу предприятия.
Курьерская служба 2008
Система для комплексной автоматизации работы курьерской службы доставки, занимающейся доставкой товаров от интернет-магазинов, срочной доставкой корреспонденции по городу, междугородней/международной доставкой, рассылкой больших объемов корреспонденции. Мобильное приложение для курьера
Облачное SaaS решение, предназначено для автоматического планирования маршрутов доставки. В основе работы программы для логистики – уникальный алгоритм, который оптимально планирует маршруты, учитывая все ограничения, а также подбирает оптимальную последовательность выполнения маршрутов и наиболее подходящий с точки зрения технических возможностей и стоимости транспорта.
Zig-Zag
Сервис для построения оптимального маршрута. Автоматическое распределение адресов по транспортным средствам. Определение оптимального порядка отгрузки. Отображение на карте, как происходит исполнение заявок
Мастер Доставки
Многопользовательская программа доставки позволяет оперативно вести учет доставляемых продуктов или товаров. В программе создается структурированный прейскурант, ведется база клиентов. По каждому заказу формируется печатная форма заказа-накладной. По совокупности заказов можно сформировать путевой лист для курьера.
1С:Управление автотранспортом
Система автоматизации управленческого и оперативного учета в автотранспортных предприятиях, а также в транспортных подразделениях торговых, производственных и других компаний с различной отраслевой спецификой.
Программа для автоматизации службы доставки, розницы, кафе или бара. Удобный интерфейс для создания заказов и ведения складского учета. Система автоматического распределения заказов по зонам доставки и курьерам.
G-Soft
Система автоматизации деятельности для логистических и транспортных компаний
ILS-Online
Облачный сервис для логистических служб. Позволяет выполнять автоматическое планирование и оптимизацию маршрутов доставки. Анализ соответствия реального прохождения маршрута с плановым.
Программа для транспортных компаний и экспедиторов, а также любых логистических отделов предприятий, чья деятельность, так или иначе, связана с перевозками: грузоперевозки, автоперевозки, доставка и т.п.
Решение для автоматизации полного цикла работы службы доставки. Программа оптимально подходит предприятиям общественного питания, осуществляющим прием заказов и доставку готовой продукции на дом или в офис.
Программа автоматизации транспортной логистики - это удобный инструмент логиста и помощник руководителя в управлении предприятием. Делает процесс планирования маршрутов удобным и эффективным.
EFSOL:Доставка для курьерских компаний
Комплексный программный продукт, разработанный на базе 1С:Управление небольшой фирмой. Автоматизирует весь цикл процесса доставки: от загрузки заказов в базу до анализа доставки. Есть мобильное приложение.
Программа для курьерских служб и отделов логистики с возможностью работать в соответствии с 54ФЗ. Мобильное приложение для курьеров.
Программный комплекс для службы доставки на базе 1С:Предприятие 8. Общепит. Современный сайт. CRM-система. SMS и e-mail рассылки. Учет финансов.
Комплексное решение для автоматизации транспортной логистики. Используется как система управления заказами. Решает задачу по автоматизации доставки материальных предметов или услуг от источника производства до потребителя продукции или услуг, формирует оптимальные маршруты. Объединяет звенья в цепи поставок, с учетом различных видов транспорта. Присутствует функционал по управлению транспортом и ГЛОНАСС мониторинг подвижных объектов.
Программа для автоматизации предприятий общественного питания и служб доставки. Позволяет автоматизировать ведение складского учета, клиентской базы, принятие и администрирование заказов, ведение логистики, учет заработной платы сотрудников и другое.
Огромной проблемой из-за роста объемов информации становится аналитика данных. Благодаря внедрению информационных систем получается обуздать терабайты информации и получить на основе этих данных полезный набор фактов, которые можно использовать для дальнейшего прогнозирования. Встроенная в TMS-системы аналитика позволяет грузоотправителям придумать качественные ключевые показатели эффективности и использовать собранные данные при выборе поставщиков, планировании транспортных средств на будущие периоды.
Задача планирования транспортной логистики с каждым годом становится всё обширнее и требует интеграции со всеми системами предприятий. Это необходимо для передачи оперативных данных из систем управления производственным циклом для заказа необходимых материалов и их транспортировки. Всё это должно работать в едином ритме. Компании по всему миру требуют максимально упростить и оптимизировать задачу доставки грузов в соответствии с их потребностями и временными рамками.
Многие поставщики систем управления транспортом начинают интегрировать процессы таким образом, чтобы позволить грузоотправителям более эффективно контролировать производственные циклы как часть процесса распределения.
На текущий момент главной тенденций развития всех информационных систем, в том числе и TMS, является увеличения количества функционала, который будет способствовать принятию решения пользователя или вовсе принимать решение система будет сама. По исследованию компании «Cerasis» главная задача систем – помогать в принятии решения при построении маршрутов и транспортных сетей. Системы должны собирать наибольшее количество исторических данных, формировать полную аналитику и предлагать решение для пользователя. Пользователь при выборе перевозчика или необходимого маршрута не должен тратить время на принятие решения, для этого количество результатов должно быть сокращено до 3-5, чтобы у пользователя не было проблем с выбором правильного решения.
По таким задачам как формирование маршрутов система должна полностью ограничить своевольные решения пользователей, так как все решения системы основаны на оптимизационных моделях, которые сложно построить вручную и корректировки пользователя с большей долей вероятности будут только увеличивать затраты на транспортировку.
Одной из наиболее важных причин для внедрения системы управления транспортом является выбор лучших цен от перевозчиков. TMS-системы берут информацию о ценах по различным поставщикам, по целому ряду различных маршрутов и организовывают все это в простой список, который позволяет менеджеру доставки принять быстрое и эффективное решение. Это устраняет ошибки человека, делая лицо ответственное за перевозку груза более эффективным в своей работе.
FMS - cистемы управления автохозяйством ( Fleet Management Systems ).
В настоящее время можно встретить различные предложения по системам управления автохозяйством. Однако многие из них предлагают достаточно скромный функционал, ограничивающийся только ведением путевой документации. Конечно, для небольшой компании, имеющей 3-8 однотипных автомашин вроде ГАЗели, этого может быть и достаточно. Документооборот более чем скромный, особых требований к надежности тоже практически нет, сетевой работы, скорее всего, тоже не предусмотрено. У крупных промышленных предприятий потребности в автоматизации автохозяйства, конечно, не ограничиваются выпиской путевых листов на компьютере. Как правило, им нужен полноценный учет ГСМ в разрезах по цехам, колоннам, бригадам. На специальной технике нередко бывает установлен дополнительный двигатель, расход топлива по которому надо учитывать отдельно. При этом полноценный учет путевых листов подразумевает и расчет пробегов для ведения наработок до ТО и по резине, и расчет доходов на оказываемые транспортные услуги, и учет времени работы водителей. Кроме того, следует понимать, что объем документации только по путевым листам может достигать 3000-7000 бланков в месяц для парков от 100 автомобилей и выше. С учетом маршрутных листов, ремонтных листов, заказ-нарядов объем данных может составлять довольно внушительный массив. Для его обработки нужны совершенно иные технологически решения:
· 1С Управление автохозяйством (на базе MS SQL);
· ИС "Автобаза" (на базе Sybase);
· SIKE (на базе MS SQL);
· НОРДИС/2: Управление автотранспортом (на базе MS SQL).
CTMS-система (Container Terminal Management System) — система, предназначенная для автоматизации управления контейнерным терминалом и всеми операциями с контейнерами и грузами на территории. Она обеспечивает управление работой погрузочной техники, транспорта и персонала, контроль перемещения контейнеров, оперативное планирование заданий персоналу с учетом текущей обстановки. Управление контейнерным терминалом осуществляется с использованием такого оборудования как:
промышленные принтеры для печати этикеток производства компании Zebra Technologies,
высококачественное радиооборудование производства компании Motorola (Symbol),
RFID-технологии. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация
Container Terminal Vision (CV) управляет процессами приемки контейнеров, приходящих авто-, железнодорожным или морским транспортом, определяя оптимальное место для хранения контейнера с учетом заданных критериев. Система через RF-терминалы выдает задания сотрудникам и техническим средствам по перемещению контейнера в заданное место. При отгрузке система идентифицирует нужный контейнер и выдает задание на отбор и перемещение контейнера. Использование беспроводных RF-терминалов и wi-fi сети позволяет осуществлять сбор и передачу данных в режиме реального времени.
Возможности системы Container Terminal Vision включают в себя:
· Адресный учёт контейнеров в различных разрезах
· Позиционирование (поиск наилучшего места хранения) контейнера на площадке на основе многомерного анализа
· Управление копкой (отбором контейнера в глубине стека)
· Управление конфликтными ситуациями (коллизиями) при отборе и размещении контейнеров
· Управление заданиями операторам техники и кладовщикам
· Управление взаимными перемещениями техники на площадке
· Проведение инвентаризаций
· Управление операциями логистической интеграции со складами (перетарка, затарка, растарка контейнеров)
· Управление ЖД фронтом и комплектацией платформ
· Создание отчётности по хранению и движению контейнеров на площадке в различных разрезах
· Автоматическая тарификация оказанных услуг (Биллинг)
Система ConsID СTMS предназначена для автоматизации управления контейнерным терминалом и всеми операциями с контейнерами и грузами на его территории. ConsID CTMS обеспечивает управление работой перегрузочной техники, транспорта и персонала, контроль перемещения контейнеров, оперативное планирование заданий персоналу с учетом текущей обстановки. ConsID CTMS может использоваться на автомобильном, железнодорожном или мультимодальном терминале, где стоят задачи управления ввозом, хранением, вывозом контейнеров посредством автомобильного или железнодорожного транспорта. Все операции под управлением ConsID CTMS выполняются с использованием мобильных терминалов сбора данных, с которых информация о всех произведенных операциях по радиосети передается в систему. В работе может быть задействована RFID технология для идентификации контейнеров, для этого каждый контейнер при приходе снабжается радиометкой. Использование RFID идентификации повышает скорость ввода информации при выборе заданий обработки контейнера и избавляет оператора от ручного ввода номеров контейнеров при работе. Функциональность ConsID CTMS:
· Ведение справочников системы: контейнеров, грузов, владельцев контейнеров, контрагентов, погрузочной техники;
· Управление адресным пространством терминала, зонирование;
· Управление операциями с контейнерами: приемкой, отгрузкой, досмотром, взвешиванием, ремонтом и др.;
· Размещение контейнеров на терминале по заданным критериям;
· Управление стратегиями перемещения контейнеров;
· Управление группировкой контейнеров в стеки по различным критериям;
· Управление работой перегрузочной техники;
· Создание диспетчером системы заданий для выполнения внутритерминальных операций;
· Формирование производственной отчетности, печать пакета документов (актов и т.д.);
· Интеграция системы управления контейнерным терминалом с корпоративной информационной системой.
MRO-система (Maintenance, Repair and Overhaul) — это система управления ТОиР транспортных средств и вооружения и с учетом возможного участия в них производителя (поставщика) техники. Область применения MRO-систем — авиация, городский и железнодорожный транспорт, судостроение и вооруженные силы.
Функции и задачи MRO-систем
MRO-системы появились из EAM-систем и предназначены для автоматизации деятельности участников ТОиР при планировании, обеспечении ресурсами, выполнении и анализе результатов ремонтов и обслуживания оборудования.
Задачи MRO-систем
· решение и информационное обеспечения задач сервисного обслуживания техники;
· управление сроками службы и процессом списания;
· оптимизация структуры и численности парка;
· поддержка территориально распределенной инфраструктуры ТОиР и т. д.
Эти системы позволяют хранить полную конфигурацию каждой единицы обслуживаемой техники в парке/флоте, хранить полную историю модификаций, поломок и ремонтов, историю замены деталей, эксплуатационные данные (например, сведения о наработке, число летных часов). Современные MRO-системы могут интегрироваться с бортовыми информационными системами, автоматически получая с них сведения о возникших во время полета неисправностях. Такие системы поддерживают международные стандарты хранения и обмена данными о транспортных средствах (такие как ATA Spec 2000 и PLCS), директивы летной годности, работу с бюллетенями промышленности и т. д.
Назначение МRO-систем
- создание единого информационного пространства предприятия и интеграции процессов ремонта, снабжения, управления запасами, финансами и кадрами;
- повышение операционной эффективности и управляемости;
- оперативное получение всей необходимой информации;
- оптимизация планирования и прогнозирования;
- минимизация складских излишек за счет снабжения «точно вовремя»;
- оперативный обмен данными с заказчиками и поставщиками.
Достоинства МRO-систем
Основные экономические результаты, получаемые от внедрения MRO-систем:
· повышение производительности работ по ТОиР ;
· повышение коэффициента готовности;
· сокращение складских запасов;
· уменьшение случаев нехватки запасов;
· увеличение доли плановых ремонтов;
· сокращение аварийных работ;
· сокращение сверхурочных работ;
· сокращение времени ожидания запчастей;
· сокращение срочных закупок ТМЦ;
· более выгодные цены на закупаемые ТМЦ.
Примеры МRO-систем
ТОиР - информационная система технического обслуживания и ремонта — совокупность программных средств для оптимизации и контроля процессов, связанных с ремонтом и обслуживание аппаратной части, агрегатов и узлов промышленных и производственных предприятий. В его состав входят три вида систем:
Системы CMMS (Computerized Maintenance Management System)- автоматизированные системы управления ТОиР - достаточно несложные информационные системы, которые нацелены на управление только процессами ТОиР.
Системы EAM (Enterprise Asset Management) - управление активами предприятия - системы специального назначения, предоставляющие возможность автоматизировать весь процесс ТОиР и обеспечивающие его процессы, такие как, управление ремонтным персоналом, материальную базу, поставки и т.д.
Модули ТОиР в ERP-системах – самостоятельные объединенные модули в ERP пакетах. Главное достоинство - интеграция со всеми остальными модулями. Как правило, имеют ограниченную функциональность в управлении ТОиР.
GIS - геоинформационные системы (также ГИС — географическая информационная система ) — системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Другими словами, это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты , а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.
ГИС включают в себя возможности СУБД , редакторов растровой и векторной графики и аналитических средств и применяются в картографии , геологии , метеорологии , землеустройстве , экологии , муниципальном управлении , транспорте , экономике , обороне .
По территориальному охвату различают глобальные ГИС (global GIS), субконтинентальные ГИС, национальные ГИС, зачастую имеющие статус государственных, региональные ГИС (regional GIS), субрегиональные ГИС и локальные, или местные ГИС (local GIS).
ГИС различаются предметной областью информационного моделирования, к примеру, городские ГИС, или муниципальные ГИС, МГИС (urban GIS), природоохранные ГИС (environmental GIS); среди них особое наименование, как особо широко распространённые, получили земельные информационные системы. Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми в ней задачами (научными и прикладными), среди них инвентаризация ресурсов (в том числе кадастр), анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование, поддержка принятия решений. Интегрированные ГИС, ИГИС (integrated GIS, IGIS) совмещают функциональные возможности ГИС и систем цифровой обработки изображений (данных дистанционного зондирования) в единой интегрированной среде.
SCM - системы управления цепями поставок Supply Chain Managment предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.
В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:
- SCP — планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
- SCE— исполнение цепей поставок в режиме реального времени.
WMS Система управления складом ( Warehouse Management System ) — информационная система , обеспечивающая автоматизацию управления бизнес-процессами складской работы профильного предприятия.
Территория склада разбивается на зоны по видам технологических операций в целях автоматизации процедур: приёма, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров, что позволяет упорядочивать работу персонала на различных участках и эффективно распределять сферы ответственности.
На стадии внедрения в систему заносится описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметры всего используемого оборудования и правила работы с ним.
Все поступающие грузы помечены штрихкодами . Проведение технологических складских операций под контролем системы производится на основании данных штрихкодов, места хранения и погрузочной техники. Погрузочная техника и работники склада оснащаются радиотерминалами ввода-вывода данных, которые представляют собой переносной компьютер, общающийся с головным сервером системы по радиоканалу . Система может использовать любой из существующих типов кодов или печатать этикетки с внутренним штрихкодом.
При проведении инвентаризации специалисты с помощью терминалов для сбора данных (ТСД) считывают штрихкоды, которые автоматически заносятся в базы данных приборов.
Система учитывает все требования к условиям хранения при распределении мест хранения для поступающих на склад товаров . Например, могут учитываться влажность , температурный режим, сроки годности, производители, сроки реализации, поставщики, правила совместимости и любые другие параметры. WMS автоматически подбирает места хранения для принятых грузов и формирует задания для работников склада. Задания поступают на экран радиотерминалов в виде элементарных поэтапных команд индивидуально для каждого работника.
При формировании команд система разрабатывает оптимальные маршруты перемещения техники по территории складского комплекса, что позволяет уменьшить холостой пробег погрузочных средств. На выполнение операций система назначает ту погрузочную технику, использование которой наиболее полно отвечает поставленной задаче. Выполнение заданий подтверждается сканированием штрихкода. Таким образом, система контролирует все действия работника и позволяет практически полностью исключить возможность ошибочного размещения груза или неправильного комплектования заказа. В системе мгновенно обновляется вся информация о местоположении грузов, наличии товара на складе, действиях работников и произведенных операциях. Для удобства имеется возможность наблюдения за складом в режиме двухмерного графического отображения. По результатам работы или состоянию склада система позволяет формировать отчеты, которые могут как выводиться на печать, так и передаваться в корпоративную систему компании.
Функционал системы "1С:WMS Логистика. Управление складом" позволяет оптимизировать процессы и решить основные проблемы, актуальные для складских комплексов:
· оптимизация использования складских площадей при размещении и хранении товара;
· сокращение затрат на складское хранение;
· сокращение времени и количества ошибок на обработку складских операций;
· повышение точности и оперативности учета товара;
· исключение потерь, связанных с критичностью сроков реализации товаров;
· уменьшение затрат на заработную плату складских работников.
"1С:WMS Логистика. Управление складом" предназначена для управления процессами складской грузообработки в режиме реального времени, а именно:
· получения актуальной информации об остатках товара на складе в «онлайн» режиме;
· оптимизации товарных потоков на складе;
· управления и оптимизации приемки, размещения, перемещения, отбора, отгрузки и прочих складских операций;
· контроля работы складского персонала.
Управление складскими процессами в режиме реального времени достигается с помощью беспроводных технологий и внедрения соответствующей складской технологической цепочки. Поэтому «1С:WMS Логистика. Управление складом» преимущественно нацелена на использование данных технологий. Основные функции по созданию и обработке складских задач выполняются пользователями с радиотерминалами сбора данных: кладовщиками, сборщиками, комплектовщиками. В функции диспетчера склада входит контроль над исполнением задач и решение нестандартных ситуаций.
RFID
В логистике помогает ускорять погрузку и разгрузку, приемку товаров, держать под контролем перемещение товарных остатков. Способствует снижению ошибок работников по невнимательности.
Система RFID состоит из:
· RFID-Считыватель;
· RFID-Метка;
· Программное обеспечение.
Считыватель занимается генерированием и распространением электромагнитных волн в окружающее пространство. Данный сигнал принимается RFID-меткой, которая создает обратный сигнал, улавливающийся антенной считывающего устройства, затем полученная информация расшифровывается и обрабатывается электронным блоком. Объект, оснащенный RFID-меткой, идентифицируется с помощью уникального цифрового кода, который хранится в памяти электронной метки. К примеру, можно в считанные секунды получить индивидуальные данные пользователя или идентификационный номер того или иного товара.
Система позволяет автоматизировать технологический процесс идентификации активов при установке и настройке стационарного комплекса на контрольно-пропускных пунктах и терминалах получения и отправки (ворота, рамки, порталы). При помощи RFID оборудования создается зона регистрации меток, которые попадая в зону действия сигнала антенн и считывателя распознаются сервисом.
Каждая метка передает необходимые параметры для проведения операций, на основании которых возможно фиксировать время въезда/выезда транспорта, автоматическую проверку наличия и соответствия допуска, организацию проезда через КПП, например, для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. При этом оперативно определять технические места при сборе/разборе сложных конструкций и их комплектации для дальнейшей транспортировки и монтажа (башенные краны). Так же многооборотная тара и емкости для перевозки требуют проведения инвентаризации, которые стоят на учете по прибытию и остаткам на складе.
Отслеживая контейнеры, вагоны и комплектующие, арендуемую спецтехнику и оборудование, нет необходимости в ручном поиске и инвентаризации объектов учета. Когда груз поступает на склад, а затем происходит отгрузка с него, каждое событие распознавания метки фиксируется в системе и обновляется в режиме реального времени.
Сервис помогает оптимизировать отслеживание конкретного вида актива до его последнего фиксируемого местоположения по всей цепочке поставок, сокращая, тем самым, время простоя техники и оборудования на территории. Go-RFID применяется в организации перевозок с участием нескольких видов транспорта, когда требуется фиксирование перемещения активов в точках заданного маршрута.
В области экспресс-доставки сервис решает задачи по автоматизации сортировки писем и документации, когда требуется оперативно определить назначение и статус объекта в пунктах отправки и распределения. Сюда так же относится автоматизированный мониторинг состава экземпляра, когда требуется проверка состава экземпляра по уровню вложенности и родительской принадлежности: наличию, отсутствию, соответствию.
AS / RS (Automated Storage and Retrieval Systems) - автоматизированные складские системы предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия на склад и извлекают их оттуда по команде.
Автоматизированные складские системы не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами, поскольку ЭВМ следит за местонахождением каждого изделия на складе.
АСС, как правило, используется на складах, где значительные по размерам грузы перемещают с высокой интенсивностью, при этом плотность хранения важна из-за пространственных ограничений.
Система ARSENAL AS/RS предназначена для работы с различными типами грузов (складских позиций), например: ·
· Мелкие изделия (хранение в паллетах, ящиках, коробках);
· Листовой материал (хранение на кассетах);
· Профильный прокат (хранение на кассетах);
· Крупногабаритные изделия (ящики, пресс-формы, пуансоны и т.д.)
Кран-штабелер представляет собой автоматический подъемный механизм, установленный на колонну или портал и перемещающийся по двум направляющим (нижний и верхний рельс).
Данные системы могут быть интегрированы в автоматизированные производственные линии, что позволяет повысить эффективность работы всего производства. Преимуществом в данном случае, наряду с повышением емкости и производительности, является организация промежуточного (межоперационного) склада и его автоматическую обработку.
Для хранения ТМЦ в большом количестве, при умеренной или высокой производительности, целесообразно использовать стеллажную систему оснащенную автоматическим штабелером ARSENAL AS/RS. Данная система позволит хранить большое количество ТМЦ различных артикулов. ARSENAL AS/RS представляет собой стеллажную конструкцию, вдоль которой, по рельсовому пути, перемещается штабелер. Рельсовый путь представляет собой две рельсовые «нитки» расположенные по центру между стеллажами: одна на полу, а вторая выше верхней отметки стеллажа. Данные рельсы удерживают штабелер от падения в процессе эксплуатации. Штабелер оснащается двухсторонними телескопическими вилами или экстракторами цепного типа, и может обрабатывать как отдельно хранящиеся грузы, так и кассеты с грузом, а также глубинные стеллажи (до двух ящиков в ячейке).
Pick - by - Voice , - Light , - Vision
Pick-by-Voice технология является разновидностью голосового взаимодействия, предназначенная для управления складскими процессами .
Большинство кладовщиков на складах взаимодействует с WMS системой через мобильные терминалы сбора данных. Через неё работники получают задания и отчитываются об их выполнении.
10 лет назад на рынке начали появляться системы Pick-by-Voice (PbV), позволяющие полностью перевести взаимодействие с программным модулем в рамки голосового управления. Задачей новой технологии было освободить глаза и руки персонала, увеличив скорость выполнения операций. Звуковая информация обрабатывается мозгом быстрее и четче, поэтому и вероятность ошибок при выполнении голосовых команд меньше.
Фактически работа кладовщика по технологии PbV похожа на общение по рации, только в качестве собеседника выступает искусственный голос программы. Робот отдает работнику команды, о выполнении которых он отчитывается в микрофон соответствующими фразами.
Наиболее востребована технология голосового управления при складских операциях с продуктами питания, лекарствами, табачной и алкогольной продукцией. Именно при обработке таких грузов в полной мере раскрываются преимущества Pick-by-Voice.Особенно хорошо зарекомендовала себя технология Pick-by-Voice при ручном отборе двумя руками, работе в перчатках, в морозильных установках и на складах высокой интенсивностью операций. Хотя постепенно голосовое управление расширяется и на другие направления. Взаимодействие человека и WMS системы в рамках технологии Pick-by-Voice предполагает идентификацию голоса кладовщика программой, формирование ею человеческой речи и промежуточную обработку информации. В комплексе все это должно приводить к оперативному выполнению поставленных задач.
Технология Pick-by-Light (которую также иногда называют Pick-to-Light ) разработана для автоматизации процесса отбора продукции. Особенность технологии заключается в том, что для идентификации товара, его веса, количества и места расположения используются световые сигналы. Технология Pick-by-Light ( Pick-to-Light ) может применяться как при оформлении оптовых заказов, так и для обслуживания розничных покупателей.
При работе по технологии Pick-by-Light на экран дисплея выводится количество единиц товара, а место его расположения обозначается световым сигналом. Комплектовщик осуществляет отбор и подтверждает его нажатием на экран-индикатор. Помимо экранов на дисплее также размещены кнопки, которые позволяют оператору скорректировать поставленную задачу.
Технология Pick-by-Light (Pick-to-Light) значительно сокращает время обработки заказов, что обеспечивает высокую производительность работы склада. Четко обозначенные задачи и понятная система световых сигналов сводят к нулю вероятность ошибки, позволяя добиться высокой точности работы.
Компания AXELOT обладает всеми необходимыми компетенциями для выполнения проектов автоматизации склада с использованием технологии Pick-by-Light . Кроме того, на базе этой технологии специалисты компании разработали устройство, помогающее быстро и безошибочно выполнять отбор мелкоштучного товара для нескольких заказов одновременно.
ID-Pick-by-Vision - современное решение, обеспечивающее наивысшую производительность и точность проведения операций по подбору товаров на складе за счёт удачного сочетания преимуществ двух новейших технологий: голосового управления и дополненной реальности.
Решение интегрируется с системами управления складом LEAD WMS и BIGLit WAS. Благодаря новой разработке в качестве рабочего инструмента сотрудника склада могут применяться очки дополненной реальности, что позволяет работать по технологии Pick-by-Vision или по принципу «склад в поле зрения», рассказали в компании.
Так, например, в ходе выполнения операции набора заказов на отгрузку товара со склада вся информация в автоматическом режиме из WMS-системы управления передается сотрудникам на визуальный интерфейс очков с подробным описанием задачи, включающим требуемый ассортимент товаров для набора по заявке, необходимое их количество, точное местонахождение на складе и другое.
4. GTS (Global Trade Services)
– системы обеспечения ВЭД и торговли (в том числе системы для обеспечения таможенного оформления, электронного декларирования, таможенного транзита, предварительного информирования, информационной поддержки и т.п.);
SAP Global Trade Services (GTS) - это программное обеспечение, которое позволяет компаниям поддерживать и определять импортные и экспортные торговые процессы в SAP ERP. По словам поставщика, ГТС сокращает время и затраты на соблюдение глобальных торговых правил и обеспечивает видимость цепочки поставок во время транзита товаров, что помогает своевременно решать вопросы, которые могут помешать товарам пройти таможенную очистку.
SAP GTS состоит из ряда компонентов, которые могут быть лицензированы индивидуально или в виде целого пакета, а автоматизированные функции, которые он позволяет, включают в себя:
Управление экспортом для обработки большинства торговых правил и локализации более чем в 25 странах
Управление импортом для оптимизации процессов с помощью самостоятельной подачи документов, подачи гарантий импортера, расчета пошлин и многого другого
Соглашение о преференциальной и свободной торговле для снижения таможенных и налоговых платежей и управления декларациями поставщиков и клиентов
Единое хранилище данных для основных, классификационных и комплаенс-данных
Региональный и отраслевой комплаенс для автоматизации соответствия таким процессам, как Европейская система перемещения и контроля акцизов (EMCS)
SAP GTS также может использоваться для проверки покупателей и поставщиков, чтобы защитить их от ведения бизнеса с ограниченными или запрещенными организациями, например с теми, кто находится в списках наблюдения за террористами.
Функционал SAP Global Trade Services
- Классификация продукции
- Проверка партнера
- Определение экспортной лицензии
- Проверка эмбарго
- Обеспечение уплаты платежей
- Экспорт документов
- Электронное таможенное декларирование и документооборот
- Страновая локализация
- Прослеживаемость и управление событиями
5. Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса
Транспортировка — это ключевая комплексная активность, связанная с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции определенным транспортным средством в логистической цепи, которая складывается, в свою очередь, из комплексных и элементарных активностей, что охватывают экспедирование, грузопереработку, упаковывание, передачу прав собственности на груз, страхование и т.п.
Транспортная логистика — функциональная сфера логистики, которая оптимизирует логистические операции на пути материального потока от поставщика к конечному потребителю, который осуществляется с применением транспортных средств.
Транспорт в системе логистики играет двойную роль:
— во-первых, он является составляющей или компонентом основных функциональных отраслей логистики (закупочной, производственной, распределительной);
— во-вторых, транспорт является одной из отраслей экономики, в которой также развивается предпринимательская деятельность: транспорт предлагает на рынке товаров и услуг свою продукцию транспортные услуги, за которые получает доходы и имеет прибыль.
Будучи отраслью материального производства, транспорт имеет свою продукцию — это сам процесс перемещения, который характеризуется рядом существенных особенностей:
- отсутствие вещественной формы, но в то же время материальность за своим характером, потому что в процессе перемещения тратятся материальные средства: происходит износ подвижного состава и средств обслуживания, используется труд рабочих транспортной сферы и т. п.;
- невозможность хранения и нагромождения, потому транспорт может иметь только некоторый резерв своей пропускной и ведущей способности для удовлетворения потребностей в транспортных услугах;
- воплощения в дополнительных транспортных расходах, которые связаны с перемещением материального потока, потому транспорт необходимо использовать так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при других одинаковых условиях;
-привязанность к определенному месту, району, региону (например, к месту, где расположены пути сообщения и есть соответствующие транспортные предприятия).
Задачи транспортной логистики:
- создание транспортных систем, в частности создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
- общее планирование транспортных процессов на разных видах транспорта;
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- координация транспортного и производственного процессов;
- выбор вида транспортного средства;
- выбор типа транспортного средства;
- обеспечение технологического единства транспортного процесса;
- определение рационального маршрута доставки.
Поскольку транспортные операции являются непосредственным выражением связей между отдельными этапами товародвижения, эффективность этого процесса существенно зависит от правильности принятых логистических решений.
Основные решения относительно управления при транспортировке:
1. Выбор формы перевозки
2. Выбор вида транспорта
3. Выбор перевозчика
Технологическое единство транспортно-складского процесса достигается путем унификации взаимодействующих параметров подъемно-транспортного оборудования, транспортных средств, оборудования для хранения (стеллажей), транспортной тары.