Введение
Советские и российские боевые бронированные машины для пехоты и десанта еще со времен конфликта в Афганистане вызывают множество нареканий. Главное из них - низкая защищенность. За рубежом наши вероятные противники еще в 70гг. прошлого века стали создавать БМП и БТР с противоснарядной защитой. Первой была немецкая БМП «Мардер». Следом пошли переделанные из советских танков израильские БТР «Ахзарит». Стали наращивать броню и последние версии американской БМП М2 «Бредли» и БТР М113. У нас же по-прежнему новейший колесный БТР-82А(М) имеет защиту только от пуль винтовочного калибра с боков и крупнокалиберных пулеметов в передней плоскости. Чуть лучше защищены наши гусеничные БМП-2 и БМП-3. Но и они не защищены даже в передней плоскости от огня малокалиберной артиллерии. Новое поколение боевой техники российских мотострелков в лице гусеничной плавающей БМП «Курганец» и плавающей колесной боевой машины «Бумеранг» должны решить эту проблему, как и машины, создаваемые на их базе.
Описание истории создания и технических особенностей
Разработка нового БТР «Бумеранг» началась в 2011 году. К тому времени было ясно, что новый БТР-90 «Росток» не получил поддержки военных.
Первоначально опытно-конструкторские работы собирались завершить в 2015 году, но эти сроки неоднократно смещались. Последний названый срок поступления «Бумеранга» в армию России – 2022 год. Учитывая новизну его конструкции для России это неудивительно. Он создается уже не в советских традициях колесной бронетехники еще «холодной войны», а скорее в современных западных традициях. Советская бронетехника мотострелков, отличалась низким силуэтом, максимальной простотой конструкции и хорошими амфибийными способностями.
Сейчас БТР и БМП стран НАТО и Израиля имеют высокий силуэт как побочное от принимаемых конструктивных мер защиты от подрыва на минах, а также ради увеличения комфорта десанта. Тем более, что современный пехотинец в XXI века гораздо более обвешен снаряжением, чем в середине XX века и это повышает требования к полезному объему десантного отделения. Увеличение заметности на поле боя компенсируют лучшей бронезащитой, чем в прошлые годы, и установкой комплексов активной защиты (КАЗ) и оптико-электронных средств противодействия. В последние годы КАЗ ставят и на танки, и на легкие бронемашины. Лидером в их создании является Израиль. У нас они также активно развиваются, но, к сожалению, их серийного производства на данный момент нет. Скорей всего его развернут к моменту постановки на конвейер нового поколения бронетехники, включая БТР «Бумеранг». Средства бронирования таких бронемашин в мировой практике сейчас часто включают себя даже динамическую защиту.
«Бумеранг» на практике — это целое семейство боевых машин. На данный момент оно включает в себя: БТР К-16, БМП К-17, а также возможны БМП с другими вариантами вооружения, включая 57 мм пушку и колесный танк с 125 мм пушкой. В будущем ожидается появления на базе «Бумеранга» вспомогательных боевых машин: командно-штабных, санитарных, шасси для различных видов вооружений и так далее.
Корпус боевой машины разделен на четыре отсека. Первый спереди – для механика-водителя, затем идет отсек с коридором, следом отсек для командира и стрелка, следом десантное отделение в котором разместятся мотострелки.
Впервые в мировой практике создания колесной бронетехники «Бумеранг» имеет многослойную броню. Так же предусмотрены уже привычные по всему земному шару модули динамической защиты. Днище имеет V -образную форму для улучшения защиты от мин. Этому же способствует высокий клиренс. Такие способы позаимствованы от машин класса MRAP . Возможна установка комплексов активной защиты и оптико-электронного противодействия по мере их отработки. В варианте БТР - К-16 он имеет 12,7 мм пулемет в дистанционном управляемом боевом модуле. В варианте БМП -К-17 стандартный вариант вооружения это размещаемые в безэкипажной башне 30мм пушка, спаренный с ней 7,62 мм пулемет и две пусковые установки для ПТУР «Корнет». Так же возможна установка обитаемой башни «Бережок», в которой набор вооружения отличается установкой дополнительно 30 мм противопехотного гранатомета. «Бережок» уже используется для модернизации БМП-2. Тем самым, он уже освоен в производстве. Так же возможна БМП с 57 мм пушкой. В случае создания колесного танка на шасси «Бумеранг» он будет оснащен артиллерийской частью от САУ (легкого танка) "Спрут-СДМ1".
Вес бронемашины достигает 35 тонн. Побочное явление такой массы – повышение точности стрельбы из штатного артиллерийского вооружения. Ранее для сохранения точности стрельбы с колесных БТР старых типов создали модификацию 30 м пушки с уменьшенной скорострельностью. Иначе было невозможно ее поставить на БТР-82А(М) без потери точности.
При этом благодаря установке дизеля ЯМЗ-780 мощностью 750 л. с. энерговооружённость даже в варианте колесной БМП достигает 24 л. с. на тонну. Это выше, чем и на БТР-82А(М), и чем на БМП-2. Установлена автоматическая гидромеханическая коробка-автомат. Максимальная скорость «Бумеранга» на шоссе 100 км/ч. На грунтовой дороге 92 км/ч. На пересеченной местности 65 км/ч. Тем самым он либо не уступает соответствующим значениям более старой и легкой бронетехники российского производства, либо на шоссе и грунтовой дороге их превосходит. Возможность преодоления водных преград вплавь на «Бумеранге» имеется. Ради этого в прошлом году еще раз нарастили объем корпуса.
Таблица характеристик бронемашины «Бумеранг»
Заключение
Несмотря, на то, что концепция «Бумеранг» отличается от привычной нам, она оправдана и он заслуживает скорейшего принятия в строй.
Источники:
https://naukatehnika.com/bronetexnika-na-platforme-bumerang.html ,
https://topwar.ru/160279-btr-i-bmp-bumerang-v-sravnenii-s-predshestvennikami.html ,
https://topwar.ru/38687-boevoy-modul-bumerang-bm.html ,
https://topwar.ru/169847-razrabotchik-soobschaet-o-novshestvah-platformy-bumerang.html ,
https://warhead.su/2020/01/21/bumerang-vs-btr80-zachem-rossiyskoy-armii-tyazhyolye-kolyosa ,
https://warspot.ru/11362-kak-ustroen-bumerang ,
Танки и бронемашины - итоги 2020 года и перспективы на 2021 год - тут.